Марина Москвитина живет в старом доме в центре города со своего рождения. Дом № 61 по улице Куйбышева признан памятником архитектуры. Жильцы знали, что это накладывает на них определенные ограничения, и старались содержать дом в образцовом порядке. При этом они были спокойны за свое будущее, ведь статус памятника — охранный. Но в 2022 году они с удивлением и почти случайно узнали, что их дом признан аварийным.
— Мои предки приехали в Самару из Брест-Литовска при царе Николае в 1914 году. Дедушку с бабушкой сначала поселили в подвальное помещение, а после революции 1917 года переселили на первый этаж, где с тех пор мы и живем. Пять поколений нашей семьи выросли здесь. У нас в подъезде — огромная мраморная лестница по ней когда-то к себе поднимались хозяева дома, которых знали мои дедушка с бабушкой и о которых всегда хорошо отзывались. Мы всегда с заботой относились к нашему дому, ремонтировали своими руками и за свой счет все, что могли: полы, отмостку, красили, латали. У нас на фасадах нет ни одного кондиционера. И мы готовы заменить пластиковые окна на деревянные, раз того требует законодательство. Я плачу каждую зиму 1,5 тысячи за очистку крыш от снега, хотя у меня квартира на первом этаже. У нас нет ощущения, что дом аварийный. Да, он старый, требует ремонта, но не аварийный. Очень обидно, что власти не берегут историческое наследие! — поделилась Марина Москвитина. — Наш дом — памятник модерна, здесь жили многие известные люди города, его любят самарцы, к нам во двор приходят фотографироваться, как можно не сберечь такое здание?!
Пять домов отремонтировали, а этот не успели.
В прошлом году фирма-подрядчик готова была приступить к ремонту здания, но неожиданно появившийся статус аварийных у домов 61−63 по улице Куйбышева поставил крест на этой затее.
— В качестве эксперимента наша фирма бесплатно провела актуализацию всех проектных смет по реконструкции шести домов в старом фонде. Пришлось не просто пересчитать смету, которую делали несколько лет назад, но и поменять некоторые проектные решения. Пять из шести домов мы успешно отремонтировали, а вот с домом на Куйбышева произошла эта смена статуса, — рассказал Валерий Зимин, представитель ПСК «Реставрация».
Не одни такие.
С подобным же квестом столкнулись в 2023 году и жители многих других домов в старом городе.
О несогласии жителей с признанием дома аварийным заявляют жильцы дома № 30 по ул. А. Толстого, который также является объектом культурного наследия.
— Аварийными у нас были признаны три балкона, которые никак не относятся к несущим конструкциям. Мы ждали капитальный ремонт, но 13 сентября неожиданно вышло постановление о признании дома аварийным, — рассказывает жительница дома Лариса Айдарова. — Крена стен нет, обследования грунта не проводилось. Кроме людей с фотоаппаратами мы никого не видели.
Жильцы домов обратились в приемную депутата Госдумы Александра Хинштейна.
— Всем понятно, что дом-памятник снести нельзя, так для чего ему присваивается статус аварийного, из-за чего гражданам приходится обращаться в суды, а дома стоят без ремонта и продолжают ветшать? Это уже говоря о том, что часто принимается решение о первоочередном ремонте фасада и крыши, а лишь потом укреплении фундамента и перекрытий, а это значит, что последующие работы могут разрушить предыдущие, — считает Хинштейн.
При этом депутат обратил внимание жильцов на то, что есть опыт позитивного разрешения таких же спорных ситуаций с неправомерным признанием аварийности домов через суд.
— Инструментальное обследование стоит от 120 тысяч рулей, а визуальное — всего 5 тысяч. Власти Самары экономят, из-за чего возникают спорные ситуации. Скоро нам можно будет открывать клуб для жильцов таких домов, где они будут обмениваться опытом по борьбе за свои дома, если чиновники не начнут ответственнее относиться к своим обязанностям.