О том, как обстоят дела у казахстанских сельхозпроизводителей и что им мешает обеспечивать отечественный рынок продуктами корреспондент BaigeNews.kz побеседовал с экспертом департамента АПК и пищевой промышленности Национальной предпринимателей «Атамекен» Саматом Сеиловым.
«Если брать обеспеченность Казахстана основными продовольственными товарами в целом, то мы обеспечиваем себя практически всеми продуктами питания. За исключением определённого ряда товаров. Например, если брать переработку, мясо птицы. По нему мы ещё импортозависимы. Основной импорт идёт из США, так как у нас есть обязательства в рамках ВТО. Это нас немного сдерживает. Но при этом мы наблюдаем, что импорт американского мяса птицы ежегодно сокращается».
По словам эксперта, в нашей стране сейчас очень активно развивается именно мясное направление птицеводства. Он привёл в пример большую птицефабрику в Макинске Акмолинской области, которая ежегодно увеличивает объёмы производства мяса, а также экспортирует его в Россию.
«В целом по стране увеличиваются мощности, вводятся новые производства. Хочу отметить такую тенденцию, что ежегодно у нас производство мяса птицы примерно на 10−20 тысяч тонн увеличивается. Автоматически мы сокращаем импорт. Например, если мы в 2021 году импортировали 168 тысяч тонн мяса птицы, то в 2022 году уже всего 153 тысяч тонн».
Сеилов добавил, что красным мясом Казахстан себя полностью обеспечивает. Однако по переработке красного мяса — колбасным изделиям — мы всё ещё сильно импортозависимы: примерно половина производится в нашей стране, половина — импортируется.
«Но тоже из года в год за счёт увеличения производства импорт сокращается. Например, по итогам 2022 года мы уже произвели 65 тысяч тонн колбасных изделий, а импортировали 42 тысяч тонн. При этом импорт 2021 года составил 47 тысяч тонн, то есть за год этот показатель сократился на 5 тысяч тонн».
Эксперт проанализировал показатели спроса на ту или иную продукцию в Казахстане.
«Если брать именно отрасль колбасных изделий, рядом есть РФ, которая тоже производит эту продукцию и активно экспортируют её в нашу страну. Если брать наш рынок, он представлен колбасными изделиями нашего производства, российского и белорусского производства. Их продукция пользуется спросом у нашего потребителя и очень сложно полностью заместить её. Аналогичную ситуацию мы можем наблюдать, к примеру, по минеральной воде. У нас продаётся и наш “Сарыағаш”, и завозной “Боржоми”. Это уже предпочтения и выбор потребителей. Если есть спрос, всегда будет предложение. Конечно, полностью заместить не сможем, но уменьшить импорт мы в силах».
При этом, по словам представителя палаты предпринимателей, в Казахстане наблюдается позитивная тенденция, когда покупатель больше доверяет именно отечественному производителю.
В молочной отрасли дела ситуация неплохая, отметил Сеилов. В настоящее время правительство уделяет большое внимание этому вопросу. В частности, сейчас реализуется проект по строительству с нуля или модернизации 65 молочно-товарных ферм.
«Сейчас Казахстан нацелен на то, чтобы полностью обеспечить все наши заводы натуральным отечественным молоком. В последующем мы сможем, конечно, нарастить производство сливок, масла, сыров, творога, кисломолочной продукции. Если брать всю молочную продукцию, то мы практически себя обеспечиваем, за исключением сыров и творога. У нас очень большой объем сыра и творога завозится из РФ и наблюдается увеличение белорусской продукции. Белорусские производители сейчас стараются в нашей стране открывать свои магазины. Здесь тоже есть вопрос предпочтений. Многие любят продукцию “Родина”, “Зенченко”, к примеру, которые производятся у нас, и мы знаем, что там действительно есть коровы, и это натуральное молоко. Если брать импортную молочную продукцию, она уже ультрапастеризованная со сроком годности полгода и больше».
Эксперт прокомментировал также сложную ситуацию с сахаром в Казахстане.
«В России цена сахара намного дешевле, чем у нас, поэтому у нас большой импорт. У нас зависимость от сахара из-за того, что мало сырья — сахарной свёклы. У нас очень мало орошаемых земель для выращивания сахарной свёклы. В этом году многие фермеры жаловались, что из Кыргызстана очень мало воды пришло на орошение. Если РФ себя полностью обеспечивает сахарной свёклой и производит достаточно сахара, то мы вынуждены импортировать сырьё из Бразилии, покупая в долларах. Конечно, у нас цена будет дороже, чем на российский сахар».
Даже в таком случае есть риски, когда ситуация становится еще хуже, отметил Сеилов.
«К примеру, Россия год-полтора назад ввела ограничения на экспорт. Они перестали поставлять нам сахар. На тот момент мы стали очень импортозависимыми. Мы начали увеличивать площадь орошаемых земель, но, учитывая, что у нас их не так много, мы в любом случае сейчас не сможем себя полностью обеспечить свёклой. Чтобы себя полностью обеспечить, нужно больше вводить орошаемых земель, завозить очень качественные семена сахарной свёклы и уделять этому большое внимание. Эта работа ведётся. В прошлом году приняли дорожную карту, в рамках которой предусмотрены все шаги по увеличению производства сахара. Планомерно работа в этом направлении движется».
Также эксперт рассказал, с какими сложностями сталкиваются отечественные производители сладостей.
«Например, если брать наши кондитерские изделия, которые пользуются спросом за рубежом — это, как вы знаете шоколад “Казахстан” от “Рахат”, у “Баян-Сулу” большая линейка товаров. Такие крупные предприятия вливают много инвестиций на развитие своей отрасли, вводят новые линейки изделий. Это обусловлено тем, что есть спрос. Но, если брать наш внутренний рынок, они сталкиваются с такими проблемами: у нас очень большой импорт украинских конфет. Например, “Рошен” — он очень дешёвый по сравнению с другими конфетами и создаёт большую конкуренцию. При этом по качеству наши конфеты намного выше, потому что там применяются дорогие ингредиенты».
Кроме того, по словам Сеилова, на всех отраслях продовольственных товаров Казахстана очень сказывается курс рубля.
«То есть, когда рубль стал стремительно падать, завозить товары из России стало намного дешевле, чем производить их у нас. И это снижение курса рубля к тенге очень негативно сказывается. Некоторые эксперты отрасли считают, что, если рубль станет ниже 4,5 тенге, то автоматически можно не производить продукцию, а импортировать. То есть это очень сильно влияет».
Он также отметил большую поддержку пищевой отрасли со стороны государства в России и высказал свои опасения по поводу ещё большего снижения цен на продукцию из соседней страны, которая может привести к демпингу.
«К примеру, по молочной продукции они сейчас приняли постановление по субсидированию транспортных расходов. То есть со следующего года они на молочную продукцию, которая будет экспортироваться в любую страну, будут оплачивать почти 100% транспортных расходов. Автоматически, если эта продукция будет поступать к нам, она будет намного дешевле, и они смогут демпинговать. Если сейчас очень много продукции из России, то в следующем году она может стать по цене ещё ниже. Это очень сильно скажется именно на приграничных районах. Есть такое опасение».
Сеилов привёл некоторые данные по разнице в поддержке сельхозотрасли в Казахстане и России, которые сказываются на конкурентности товаров двух стран.
«У них базовая процентная ставка намного ниже, чем у нас: у нас 16,5%, в России — 12%. Больше выделяется субсидий для отрасли. Это всё сказывается на конкурентности с нашими товарами. Средний объём субсидирования к ВВП, например в сельском хозяйстве у нас 4,7%, в России — 6,3%. Также у них стоимость сельхозтехники, минеральных удобрений намного дешевле, чем у нас. То есть, образно говоря, вырастить одну тонну пшеницы обойдётся нам намного дороже, чем им».