Петербургский «Пассажиравтотранс» закупает для себя первые 40 электробусов особо большого класса. Транспорту будущего — и цены соответствующие.
Документацию опубликовали 2 ноября. Общая начальная стоимость — 4,251 млрд рублей, что при простом делении дает более 100 млн рублей за машину. Но в сумму заложены переплаты за рассрочку, так как ПАТ берет подвижной состав не напрямую у производителя или дилера, а в финансовую аренду, то есть в лизинг.
О том, что в 2024 году в город должны приехать 100 электробусов, стало известно давно. В октябре на Ржевке заложили новый специализированный парк, именно для такого подвижного состава. Он и сам по себе дорогое удовольствие — более 11 млрд рублей, но электробусы в итоге перебьют это в несколько раз. ПАТ объяснял концепцию: рядом с парком есть подстанция «Ржевка», от которой недалеко бросить кабели, что даст низкий тариф на электроэнергию и позволит удешевить эксплуатацию. Только в этом случае можно говорить о каком-то ценовом выравнивании с другими видами подвижного состава.
Судя по приложенным к аукциону документам, стоимость самого двухсекционного электробуса составляет 74,450 млн рублей. Это очень прилично; достаточно вспомнить, что еще в 2021 году Смольный подавался на получение профильного федерального инфраструктурного кредита и в заявке писал расчет по «гармошкам» — от 57,2 млн до 59,5 млн рублей.
Всего 40 электробусов, таким образом, стоят почти 3 млрд рублей, но это если брать все и сразу. Петербург давно уже практикует крупные закупки подвижного состава в лизинг. Это относится и к вагонам метро, и к трамваям, и к автобусам. Сама услуга финансовой аренды — то есть возможность эксплуатировать машины и оплачивать их в рассрочку — оценивается еще в 1,273 млрд. Длительность этой рассрочки — 60 месяцев. Цену определяли сравнительным методом изучения рыночных предложений, выбирали самое дешевое, говорится в документации.
По сути, это первая массовая закупка особо больших электробусов в Петербурге, но недавно ПАТ принял решение выкупить одну из таких машин, которая пока находится в тестовой эксплуатации — белорусский E433 Vitovt Max Electro. «Фонтанка» рассказывала, как его привозили на выставку, и показывала электробус лицом. Так вот один такой обошелся в 55,2 млн, но он уже вроде как считался б/у. В общих чертах его технические характеристики идентичны тем, что сейчас предприятие выставляет для новой закупки: «Электробус особо большого класса, категории М3, класс 1; двухсекционный, трёхосный, четырёхдверный, со 100% низким расположением уровня пола, аппарель для входа и выхода инвалидов на колясках».
Еще менее благодарное занятие — сравнивать стоимость электробуса и обычного автобуса особо большого класса. Буквально весной ПАТ провел аукцион на поставку 88 дизельных «гармошек»: за контракт боролись, и в итоге «Автотехком» скинул цену с 2,6 млрд до 2,1 млрд, то есть до менее чем 24 млн за один двухсекционный автобус. В этом случае часто применяют другой подход: поставщику предлагают все же подписаться за максимальную цену, но привезти больше автобусов — из того расчета стоимости каждого, который он предложил на торгах.
Собеседник в транспортном блоке говорит, что и сейчас ожидается конкуренция, так что стартовая стоимость должна упасть; ориентировочно она может составить порядка 70 млн рублей непосредственно за один электробус без лизинговых переплат.
В ТЗ написано, что это будут машины не длиннее 18,75 метра и не шире 2,55. Речь идет о ночной зарядке: от московской модели с «водопоем» на маршруте в течение дня осознанно отказались. «Запас хода на одной полной зарядке тяговых аккумуляторных батарей» — не менее 240 км. Максимальное время заряда электробуса с 20% ёмкости (а ниже просто вредно разряжаться) до 100% — не более 6 часов. Заявлена «система терморегулирования тяговых батарей, обеспечивающая бесперебойную эксплуатацию электробуса при температуре окружающей среды в диапазоне 35 …+ 40 °С».
Общая пассажировместимость — не менее 105 человек, что для двухсекционок немного: дизельные вмещают 155, но в них и нет здоровых батарей. Цвет, уже понятно, по результатам голосования выбрали зеленый. Внутри — электрические отопители, кондиционеры и полный набор бортового оборудования, который сейчас прописывают для нового подвижного состава. Должна быть автоматическая система обнаружения возгорания с блоком сигнализации и управления системой пожаротушения — так, чтобы ее можно было включить из кабины водителя (всякое случается, и не только с газомоторными автобусами).
Кроме Vitovt от «Белкоммунмаша» «Пассажиравтотранс» брал на тестовые испытания «Орион» от вологодской «Транс-Альфы», а на закладке парка показал еще и китайский Yutong ZK6128BEVG. Вообще же на выставках в Петербурге в разное время мелькали и «Сириус» из той же Вологды, и «Волгабас» и «Пионер» от ПК ТС, и его же «Генерал» со всевозможными способами зарядки. Когда-то попробовали и приобрели один MAN Lion’s City E.
Сам парк на Ржевке в пределе рассчитан на 400 машин, его будут заполнять постепенно. В 2024 году всего ожидается поставка 100 электробусов, в бюджете на выплаты заложен миллиард. Судя по той программе обновления подвижного состава, которую на днях представили вице-премьеру Марату Хуснуллину, на них придется сравнительно небольшая доля закупок ПАТ: всего в следующем году ждут 623 автобуса различного класса и разных типов двигателя.
Николай Кудин, «Фонтанка.ру».