Сегодня на рынке труда находится огромное количество компаний, готовых взять человека на работу даже без соответствующего образования. Многие работодатели согласны вкладываться в будущих сотрудников и обучать их, что называется, с нуля. Однако не все из них добросовестные. Жительница Самары Мария Иванова (имя изменено — прим. ред.) рассказала корреспонденту «КП-Самара» о своем негативном опыте подобного обучения в сфере продажи недвижимости.
Всему обучат
Самарчанка давно хотела сменить сферу своей профессиональной деятельности. Просматривая объявления в интернете, она заметила вакансию риелтора. В заявке было сказано, что наличие опыта — значения не имеет, всему обучат.
— Я ожидала, что, когда я приду работать в эту сферу, меня обучат: как искать клиентов, как правильно предлагать свои услуги, на что нужно обращать внимание в плане документов и самих объектов во время ведения сделок. К сожалению, когда я пришла работать в первую компанию, то с порога поняла — я не получу этих знаний. Нас обучали успешному успеху, внушали мысли о том, что мы можем все разбогатеть в этой сфере, и методам психологического воздействия на клиентов. Я словно попала в какую-то секту! — поделилась Мария.
По ее словам, попасть в компанию оказалось нетрудно — пройти обучение мог буквально любой желающий за символическую плату в 1000 рублей. Обучение началось с того, что вновь пришедшие сотрудники записывались на просмотр квартир по объявлениям под видом покупателей. Их задачей было найти что-то вроде квартиры мечты.
— Мне это обучение сразу показалось странным. Как будто я обманываю людей. Но мне сказали, что в этом нет ничего такого, ведь в детстве все играли в куклы, и никто не воспринимал это как обман. К перечню странных заданий также могу отнести еще и составление списка из 300 своих желаний. Но каким образом это должно было мне помочь обучиться продавать квартиры — непонятно, — рассказала женщина.
Самарчанка отмечает, что с первых дней ей было некомфортно в этой организации. Связано это было с эмоциональным давлением. На любые вопросы, касающиеся странных заданий, от горе-учителей звучали упреки, что человек просто не хочет зарабатывать и чего-то добиваться в жизни.
Доверие — залог успеха
С каждым новым днем обучения вопросов к профессионализму наставников, да и организации в целом, у Марии возникало все больше. Когда список странных заданий иссяк, новеньких стали обучать уловкам и манипуляциям. Например, первое, что должны были освоить новые сотрудники, — как втереться в доверие. Сделать это можно было с помощью разговоров по душам: о детях, хобби или работе.
— Также нас обучали технике «эмоциональные качели». Например, мы приходили к собственнику, чтобы предложить свои услуги. Говорили, какие хорошие шансы на продажу у его квартиры. Если он отказывался подписывать договор с фирмой, мы просто обменивались контактами и предлагали бесплатно внести в свой несуществующий реестр его квартиру, на нижнюю строчку. Мол, это все равно бесплатно, вдруг кто-то из наших покупателей заметит. Через несколько дней мы созванивались, сообщая о том, что наш покупатель заинтересовался его предложением. А через несколько часов отменяли встречу, обосновывая тем, что вымышленный покупатель выбрал квартиру из тех, что были на договоре. Такую схему следовало проделывать несколько раз. Как правило, после этого люди соглашались на договор, — вспоминает самарчанка.
Мария отмечает, что при первой встрече с продавцом квартиры наставники не рекомендовали им говорить реальную стоимость жилья. Чтобы человек как можно быстрее согласился на договор. А вот уже после подписания документов, через какое-то время, чтобы побыстрее продать квартиру — риелторы предлагали значительно понизить цену.
Как распознать недобросовестного специалиста?
Мария Иванова не осталась работать в том риелторском агентстве. Вместо этого она нашла хорошего, добросовестного работодателя, который всерьез занялся ее обучением:
— Во вторую фирму попасть было намного сложнее. Здесь действительно оценивали мои навыки. Во-первых, мое обучение на новом месте началось с занятий с профессиональным юристом, который мне рассказал все необходимое: про документы, налоговые вычеты и так далее. Через неделю меня начал обучать сам директор: по вопросам общения с клиентами, как делать холодные звонки, как презентовать свои услуги. Научил делать грамотный анализ квартиры, исходя из района, технического какого-то состояния квартиры, дома. Рассказал о преимуществах, на которые важно обращать внимание при просмотре.
Мария признается, что теперь работать в сфере недвижимости ей стало в разы интереснее и приятнее. Основная ее задача — помочь собственнику продать квартиру без потери денег и времени.
Самарчанка дала несколько полезных советов тем, кто хочет продать свою квартиру с помощью риелторского агентства.
— Самое важное, на что стоит обратить внимание, — собственные эмоции. Как вы себя ощущаете после диалога со специалистом. Если каждый раз ваше настроение скачет — скорее всего, вами пытаются манипулировать, — отметила Мария.
Еще один важный совет: не идите на диалог о чем-то личном, особенно если он возникает с первых минут знакомства. Хорошему риелтору, чтобы помочь с продажей, необходимы лишь те данные, которые напрямую связаны с объектом продажи.