Формула расчета маржинального дохода:
Выручка от продаж - переменные затраты = маржинальный доход
Для правильного расчета нужно брать показатели выручки и затрат по конкретному объему продукции.
Формула расчета маржинального дохода на единицу продукции:
Цена на товар - переменные удельные издержки = маржинальный доход на единицу товара
В обеих формулах не учитываются НДС и акцизы.
Пример из жизни: Ваш сосед решил продавать помидоры. Для их выращивания он арендовал гектар земли. В его случае переменными расходами будут деньги на семена, удобрения, воду для полива. А постоянными расходами будут деньги за участок. Он будет платить их независимо от продаж. Чтобы вашему соседу посчитать свой маржинальный доход, он должен из всей своей выручки за сезон вычесть только те затраты, которые нес непостоянно.
Коэффициент маржинальной прибыли
По-другому этот коэффициент называют маржинальной рентабельностью. Он помогает сравнивать доход по разным товарам, чтобы было легче выстроить товарную сетку.
Чтобы рассчитать коэффициент маржинального дохода, нужно маржинальную прибыль на единицу продукции разделить на цену. Для выражения коэффициента в процентах полученный результат умножается на 100.
Какие бывают переменные затраты?
- Транспортные расходы на доставку продукции
- Деньги на закупку инструмента, оборудования
- Ремонт помещения
- Коммунальные платежи
- Стоимость сырья
- Заработная плата
- Реклама
- Установка охранной системы
Зачем нужно рассчитывать маржинальный доход?
- Чтобы понять, каков общий прирост денежных средств от реализации товаров или услуг
- Узнать, какие товары приносят прибыль, а какие — убыток
- Помимо этого, маржинальный доход дает понять, какой максимальный уровень переменных расходов можно допустить
- Маржинальная прибыль на единицу продукции показывает предпринимателю вклад каждой единицы товара/услуги в общую сумму прибыли
У вашего соседа-фермера после расчета маржинальной прибыли наступит ясность в в вопросах: какой сорт помидоров выгоднее выращивать и продавать, во сколько раз увеличить объем продаж и какие затраты он может потянуть, а какие будут избыточными.
Способы увеличить маржинальную прибыль
- Увеличить объем продаж. Это нужно, чтобы снизить издержки и сделать долю прибыли в структуре маржинального дохода весомее.
- Повысить ценовую категорию. Путь, у которого есть «потолок», ведь поднимать цены все выше и выше — невозможно.
- Снизить переменные затраты. Искать лучшие условия по закупке материалов, расходников, инструментов и пр. Попробовать привлечь более дешевую рабочую силу.
- Пересмотреть ассортимент. При вычислении маржинального дохода обратить внимание на те продукты, которые приносят наибольший уровень маржинальности. Сделать упор на производство и реализацию именно этих товаров.
Решим задачу: как увеличить маржинальный доход
Ваш сосед продал 100 ящиков помидоров по 200 рублей. То есть его прибыль равна 100*200=20 000 рублей. Но за аренду земли он платит 25 000 рублей в месяц, ведь это его постоянный расход, не зависящий от обстоятельств. Сосед находится в убытке.
Что ему сделать для выхода из этой проблемной ситуации: удвоить объем продаж, уполовинить объем продаж или вообще закрыться?
Попробуем удвоить продажи, то есть продать 200 ящиков помидоров. Тогда получится 200*200=40000 рублей. Из них он отдаст 25 000 руб за аренду земли и увидит 15 000 рублей прибыли, ура!
Попробуем уполовинить продажи и продать 150 ящиков. Получим 150*200=30 000 рублей. Тоже хорошо, ведь сосед заработает 5 000 рублей.
Закрываться ему вообще не нужно, потому что проблема в маленьком объеме продаж. Задача решена.
Разница между маржинальным доходом и бухгалтерской прибылью
Для более глубокого понимания смысла маржинального дохода важно понимать, в чем его отличие от бухгалтерской прибыли и других величин.
Прибыль продавца — это разница между ценой, по которой он продал товар, и той ценой, по которой он его купил. В народе называется «маржа». Она увеличивается пропорционально объему продаж. А вот маржинальный доход увеличивается непропорционально, потому что основой его расчета является количество продукции.
Разница между маржинальным доходом и валовым доходом
Валовых доход — это выручка предприятия от основной деятельности. Он показывает успех или неуспех предприятия в общем. А маржинальный доход помогает выбрать самый рентабельный путь ведения бизнеса, оставить в ассортименте высокодоходные товары и определить убыточные. Валовый доход этого понимания дать не может.
Точка безубыточности
Так называется объем производства, при котором доходы от реализации продукции полностью перекрывают расходы на ее изготовление. В народе есть такое выражение: «выйти в ноль», что означает ничего не заработать, но и не быть в долгах.
То есть, если предприятие полностью покрывает свои расходы и при этом не получает никаких доходов, то оно находится в точке безубыточности. А вот если происходит так, что маржинальный доход ниже нуля, то это значит, что предприятие реализует продукцию в убыток. Каждая продажа в таком случае приносит не деньги, а долги.
Точку безубыточности можно рассчитать как в денежном, так и в натуральном выражении.
Как рассчитать точку безубыточности: формула
Точка безубыточности = Постоянные затраты / (Выручка-Переменные затраты)
Пример расчета маржинального дохода в таблице
|
|
|
|
|
| ||||||||||||
|
|
|
|
|
| ||||||||||||
|
|
| 20 |
|
|