Для правильного расчета нужно брать показатели выручки и затрат по конкретному объему продукции.
Цена на товар - переменные удельные издержки = маржинальный доход на единицу товара
В обеих формулах не учитываются НДС и акцизы.
По-другому этот коэффициент называют маржинальной рентабельностью. Он помогает сравнивать доход по разным товарам, чтобы было легче выстроить товарную сетку.
Чтобы рассчитать коэффициент маржинального дохода, нужно маржинальную прибыль на единицу продукции разделить на цену. Для выражения коэффициента в процентах полученный результат умножается на 100.
Ваш сосед продал 100 ящиков помидоров по 200 рублей. То есть его прибыль равна 100*200=20 000 рублей. Но за аренду земли он платит 25 000 рублей в месяц, ведь это его постоянный расход, не зависящий от обстоятельств. Сосед находится в убытке.
Что ему сделать для выхода из этой проблемной ситуации: удвоить объем продаж, уполовинить объем продаж или вообще закрыться?
Попробуем удвоить продажи, то есть продать 200 ящиков помидоров. Тогда получится 200*200=40000 рублей. Из них он отдаст 25 000 руб за аренду земли и увидит 15 000 рублей прибыли, ура!
Попробуем уполовинить продажи и продать 150 ящиков. Получим 150*200=30 000 рублей. Тоже хорошо, ведь сосед заработает 5 000 рублей.
Закрываться ему вообще не нужно, потому что проблема в маленьком объеме продаж. Задача решена.
Для более глубокого понимания смысла маржинального дохода важно понимать, в чем его отличие от бухгалтерской прибыли и других величин.
Прибыль продавца — это разница между ценой, по которой он продал товар, и той ценой, по которой он его купил. В народе называется «маржа». Она увеличивается пропорционально объему продаж. А вот маржинальный доход увеличивается непропорционально, потому что основой его расчета является количество продукции.
Валовых доход — это выручка предприятия от основной деятельности. Он показывает успех или неуспех предприятия в общем. А маржинальный доход помогает выбрать самый рентабельный путь ведения бизнеса, оставить в ассортименте высокодоходные товары и определить убыточные. Валовый доход этого понимания дать не может.
Так называется объем производства, при котором доходы от реализации продукции полностью перекрывают расходы на ее изготовление. В народе есть такое выражение: «выйти в ноль», что означает ничего не заработать, но и не быть в долгах.
То есть, если предприятие полностью покрывает свои расходы и при этом не получает никаких доходов, то оно находится в точке безубыточности. А вот если происходит так, что маржинальный доход ниже нуля, то это значит, что предприятие реализует продукцию в убыток. Каждая продажа в таком случае приносит не деньги, а долги.
Точку безубыточности можно рассчитать как в денежном, так и в натуральном выражении.
Пример расчета маржинального дохода в таблице