Глава СИБ рассказал, кто «минирует» десятки объектов в Молдове: Смогут ли силовики остановить эти массовые провокации

Сотрудники правоохранительных органов изменили свои стратегии реагирования и контроля, чтобы как можно меньше нарушать деятельность на предположительно заминированных объектах.

Источник: Комсомольская правда

Ложные сообщения о подложенной бомбе порождены группой лиц, одни из которых не находятся на территории Молдовы, заявил глава Службы информации и безопасности (СИБ) Александр Мустяцэ. По его словам, власти пересматривают протоколы реагирования, чтобы доставить как можно меньше дискомфорта гражданам. Кроме того, глава СИБ говорит, что в настоящее время риск массовой дестабилизации снижен, передает IPN.

Александр Мустяцэ отметил, что сотрудники правоохранительных органов прилагают усилия, чтобы установить авторов ложных сообщений о подложенных бомбах. По мнению главы СИБ, задача сложная, учитывая, что оповещение о тревоге запускается по электронной почте.

— Точная причина частых предупреждений о минировании все еще расследуется. Мы вместе с коллегами из полиции и под эгидой прокуратуры входим в состав следственной группы. Антитеррористический центр, являющийся подразделением СИБ, несет ответственность за анализ этих проблем и за расследование источника этих сообщений. Расследования показывают, что это большая группа людей, не все они находятся на территории Молдовы, они и из других государств. В эти страны переданы запросы о предоставлении нам информации. Тревожные оповещения, поступающие по электронной почте, очень сложно отследить, поскольку используются инструменты для сокрытия IP-адреса и местоположения. Мы идем шаг за шагом, от места к месту, связываясь с коллегами из других стран для сбора данных, чтобы узнать, где находится конечный пункт, — сообщил директор СИБ в эфире передачи «Puncte de Reflec ie» («Пункты для размышлений») на радио «Vocea Basarabiei».

Директор СИБ сказал, что целью этих беззаконий, скорее всего, является проверка мощности реагирования государственных учреждений. В настоящее время сотрудники правоохранительных органов изменили свои стратегии реагирования и контроля, чтобы как можно меньше нарушать деятельность на предположительно заминированных объектах.

— У нас несколько гипотез и несколько путей, которыми мы следуем. Одна из гипотез может состоять в том, что ложная тревога предпринимается для того, чтобы проверить наши способности, или занять нас, или дать прессе повод писать. Мы изучаем варианты, чтобы узнать, кто стоит за этими ложными оповещениями о подложенных бомбах. При этом мы пытаемся пересмотреть протоколы действий, потому что проверка здания три раза в день — не самое эффективное дело, а в случае с Аэропортом было создано много неудобств. Сейчас мы пересматриваем протоколы, но не для того, чтобы самим войти в зону комфорта, а для того, чтобы не создавать дискомфорт людям, — добавил Александр Мустяцэ.

Глава СИБ подчеркнул, что версия о том, что целью ложных тревог была, вероятно, массовая дестабилизация, изучается властями.

— Перед нами стоит задача не допустить дестабилизации. Наша цель — собрать данные, которые бы указывали на такие сценарии и информировали ответственных должностных лиц и компетентные органы, чтобы действовать. Сейчас мы проводим анализ рисков. Риск, на данный момент, в пределах от низкого к среднему. Ситуация находится под контролем, мы прилагаем усилия, чтобы не допустить дестабилизации. При этом должно соблюдаться право гражданина на протест, на выражение своего мнения. Теперь мы не должны применять силу, а действовать очень осторожно. Граждане имеют право выражать свое мнение и участвовать в публичных демонстрациях, если они носят мирный характер, — сказал также глава СИБ.

Для пресечения феномена ложного оповещения о заложенной бомбе Министерство внутренних дел предложило ужесточить наказание за подобные противоправные действия. Если до сих пор ложное оповещение о подложенном взрывном устройстве каралось штрафом или лишением свободы на срок до 2 лет, то предложение о внесении изменений в Уголовный кодекс предусматривает, чтобы наказание составляло от 2 до 5 лет лишения свободы, а предельный размер штрафов чтобы увеличился с 50 тысяч леев до максимальной суммы в 150 тысяч леев.