Подробности — в материале irk.aif.ru.
Прошлый апрель Приангарье встречало в такой же идиллии. Зато по итогам года мы вышли на первое место в Сибирском федеральном округе по площади лесных пожаров — 194 тыс. га. Народ уже в конце апреля снимал на смартфоны горящую вдоль автомобильных трасс тайгу. А потом заполыхали дачи.
Бич для председателя
«В Иркутской области в перечень подверженных риску лесных пожаров входят 629 садоводств, — рассказывает председатель Союза садоводов Иркутской области Валерий Жуйков. — Большинство СНТ граничат с лесами, многие в результате самостроя за последние 30 лет заняли ещё и земли лесного фонда».
Сейчас эти садоводства, вгрызшиеся в тайгу, как хулиганы в ворованные яблоки, наполовину заброшены, в некоторых травой поросли до 70% дач. И хозяев не найти.
«Проблема заброшенных участков — бич для председателей СНТ», — отмечает Валерий Васильевич и добавляет, что главы муниципалитетов порой даже не знают, сколько садоводств находится на их территории.
Кто считает сыпь на коже? Видимо, такое отношение к дачникам у местных властей, раз не обращают на них внимания.
«Комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций рекомендовано муниципальным образованиям заключить договоры с авиалесоохраной на тушение ландшафтных пожаров, — говорит начальник отдела госнадзора в области защиты населения регионального Минимущества Алексей Шестаков. — Это должно обезопасить садоводства: огонь в тайге ликвидируют на подходах к СНТ».
Остаётся надеяться, что если органы местного самоуправления договор не заключат, то это не повод для авиалесоохраны облетать стороной очаги лесных пожаров на территории таких муниципалитетов. Не оставят же людей гореть синим пламенем, потому что кто-то в бумагах не расписался?
«Я чуть не сгорела»
В прошлом году ситуация с пожарами в садоводствах не стала накаляться постепенно, а сразу показала максимум. 8 мая огонь одномоментно чуть не уничтожил два СНТ — «Тимирязевец» и «Восход», расположенные на 35-м и 36-м км Тулунского тракта в Братском районе. Пламя, гонимое шквальным ветром, накрыло 154 дачных участка, на которых находилось 75 домов и других строений.
«Прошёл год, никому ничего не надо: кроме всего прочего, сгорели ещё и линии электропередачи. Где-то потом бросили времянку, а где-то вообще ничего не сделано, люди так и живут без света», — возмущается дачница из садоводства «Восход» Любовь Рудак и признаётся, что такого количества пожаров в их садоводстве за один сезон она не видела несколько десятилетий.
«Первый пожар в прошлом году случился у нас 1 мая. Я чуть не сгорела. Сосед жёг траву в бочке и оставил без присмотра, ну огонь и понесло ветром — зараз спалили 5 участков, глазом моргнуть не успели, хорошо хоть они были заброшенными, — рассказывает Любовь Николаевна. — Я у себя ёмкость с водой всегда на зиму оставляю, вот она и пригодилась — остановили тогда пожар. А 8 мая на нашей же улице опять начало полыхать. Много дач тогда сгорело, огонь перекинулся в соседнее садоводство на 35-м км, там целая улица полностью выгорела. Потом были ещё пожары — со стороны залива тайга горела».
Дачница признаёт, что лесные пожары опасны, тем более что садоводы действительно занимают землю около самого леса, из-за чего не всегда есть возможность сделать опашку по периметру СНТ. Но всё же главная причина пожаров — халатность самих садоводов. Когда дачники перестанут жечь мусор на участках, будут присматривать за исправностью используемых электроприборов, позаботятся о том, чтобы рядом всегда была ёмкость с водой, тогда и пожаров в садоводствах станет меньше.
КСТАТИ
Первый крупный пожар в садоводствах Иркутской области в прошлом году случился 15 апреля: в СНТ «Солнечное» Усольского района огонь проглотил 9 дачных участков. Больше всего от пожаров пострадали садоводства Братского района. Помимо обгоревших 154 участков СНТ «Восход» и «Тимирязевец», в мае сгорели ещё 35 дач в СНТ «Моргудон», где в огне погибли два человека, и 30 дачных домов в садоводстве «Механизатор».