Кураторы всей схемы — это анонимные лица, которые, как правило, находятся за рубежом и выискивают своих жертв в профильных молодежных телеграм-каналах. Они активно распространяют в них посты с рекламой «непыльной и высокооплачиваемой работы», привлекая безработных молодых людей и девушек. Кроме того, они и сами создают специализированные каналы и группы якобы для поиска работы, где и происходит вербовка будущих закладчиков и граффитчиков.
«Мне через Телеграм пришло сообщение, где предлагалась работа. Мне было необходимо нанести определенные надписи на стены домов баллончиком с краской. Я нарисовал около 300 надписей в Ташкенте и в столичной области», — отметил один из задержанных молодых парней.
«В Телеграм в последнее время появилось много чатов, куда тебя добавляют автоматически. Там постоянно выходит реклама с объявлением о работе. Я кликнул на имя автора, списался с ним и решил взяться за вроде бы легкую работу, за которую обещали хорошие деньги», — рассказал другой задержанный трафаретчик..
Завербованные люди общались с анонимным заказчиком только через Телеграм. Они наносили надписи краской на стены домов, разбрасывали в местах, где тусуется молодежь, рекламные флайеры. Все это они фиксировали на фото и видео, чтобы отправить заказчику. После этого он оплачивал работу, перечисляя им биткоины.
Особый акцент кураторы делали на распространение рекламы наркотиков в Ташкенте и в Бостанлыкском районе столичной области — на Чарваке и в Чимгане.
Сначала лица, подобранные в качестве закладчиков и трафаретчиков, проходили специальный инструктаж, их обучали особым правилам поведения. Так, например, они должны были прятаться от правоохранителей, не ходить в места, оборудованные камерами, «работать» только в укромных местах, носить маски, скрывать лица и глаза.
Здесь стоит отметить, что анонимные заказчики прекрасно понимают, что любой закладчик и трафаретчик в силу специфики этой работы будет пойман достаточно быстро, учитывая камеры, установленные по всему Ташкенту. Поэтому они постоянно находятся в поиске новых адептов, которые будут распространять рекламу и опасное зелье.
Главное в этой цепочке — анонимность. Никто никого не знает, весь процесс бесконтактный, все общение происходит в Интернете. Основой этой наркоцепочки выступают производители и расфасовщики. Как правило после того, как они соглашаются на работу, им высылают детальные инструкции по изготовлению из различных химикатов синтетических наркотиков, как правило мефедрона. После этого они снимают квартиры в спальных районах, где и занимаются подготовкой зелья.
После того, как наркотик готов, он прячется в тайнике, а локация отправляется куратору заграницей. Тот в дальнейшем через расфасовщиков и закладчиков организует его распространение.
Внутри системы есть и свои «силовики» — те, кто следит за порядком и наказывает провинившихся. Как правило, это молодые люди спортивного телосложения, которые контролируют, чтобы закладчики не воровали и не присваивали наркотики.