Почти тридцать лет женщина жила в чужой стране, привыкла к совсем другим обычаям и вере, вышла замуж, родила детей. Да, участвовала в жестоком убийстве в юности, но это было так давно, что казалось — забыто. Но нет, её нашли. Как? Подробности рассказывают irk.aif.ru.
«Я буду стюардессой, а вам ничего не светит»
29 декабря 1994 года три семнадцатилетние подружки, недавно окончившие школу в городке авиастроителей Иркутске-2, собрались вместе — отметить наступающий праздник. По традиции собрались в доме дедушки одной из них, на улице Просвещения. Закончилась вечеринка страшной трагедией, которая, по сути, зачеркнула благополучную жизнь не только убитой — всех троих.
«Я буду стюардессой, буду летать в Москву и за границу. И все будут у моих ног. Замуж выйду за самого красивого парня, — похвасталась хозяйка дома. — А вы — так и останетесь здесь, будете на хлеб зарабатывать как-нибудь».
В голову ей полетела табуретка. Подружки не оценили откровенность — тем более, что, похоже, та говорила обидную правду. Они уже узнали, что родные действительно собрались устраивать Машу (назовем её так) в авиакомпанию. Да и завидный кавалер, про которого она говорила, явно имел на нее виды, а не на подружек. В 90-ые это был реальный шанс вырваться из тяжелой жизни, когда зарплату платили с перебоями, раз в несколько месяцев. Ну почему не им такое счастье?
Когда буквально через пару дней арестовали одну из них, Ирину, она примерно так и объяснила захлестнувшую их ярость. Одной всё, другим — ничего. И ещё издевается. Сейчас, три десятилетия спустя, это трудно понять — перспективы стюардессы никого не вдохновят, как и заграница. А тогда…
«Убивали её крайне жестоко, набросившись вдвоём, — рассказывает Лаврентий Мантыков, руководитель следственного отдела СУ СК по Ленинскому району Иркутска, — Били табуреткой, душили пояском от халата, тыкали открывашкой. Потом завернули в одеяло и хотели вынести на улицу, но бросили мёртвую в подъезде».
Стать стюардессой девушке так и не удалось. Но и жизнь её убийц пошла под откос. Выяснить, кто убивал, следователям оказалось несложно. Все знали, что в тот вечер Маша встречалась с подружками. Вскоре задержали и осудили одну из них. По статье за убийство с особой жестокостью она получила солидный срок. Но уже в начале 2000-х по амнистии вышла на свободу. С тех пор ни в каком криминале замешана не была. А вот третья девушка, Инна, которую объявили в федеральный розыск, как в воду канула. О её судьбе не знали ничего ни родственники, ни друзья. И казалось, все забыли. Может, её и в живых уже нет?
Вас снимает камера
«Пройдемте, нам надо установить вашу личность!», — остановили спешащую по своим делам Нигину полицейские. Сразу она почти не удивилась — иностранка, с таджикским паспортом, проверки дело обычное. И только когда прозвучало забытое «Инна», всё поняла. Впереди — Иркутск, суд, колония. Позади — размеренная жизнь. И зачем только она приехала в Москву?
«Говорит, что всю жизнь ждала этого ареста. Хотя, конечно, надеялась, что её уже все забыли, никто не ищет, — рассказывает Лаврентий Артемьевич. — Столько лет прошло — в Россию она вернулась только в 2012 году, спустя 17 лет после бегства. С другим именем, фамилией, даже отчество изменила, дату рождения. Гражданство другой страны и, по сути, новая биография. Найти её действительно было крайне сложно — ни отпечатков пальцев в базе данных, ни ДНК. Из всех зацепок — только анкетные данные и старая фотография 17-летней девочки из начала 90-х в деле о розыске».
Но именно этот снимок и сработал. В 2018 году камеры видеонаблюдения в столице «научились» определять лица. А с 2020 года общегородская система распознавания лиц в Москве была внедрена в массовом порядке. В нее заранее загрузили данные разыскиваемых преступников. И если в базе данных центра находится «двойник», система сразу об этом сообщает. Возраст и макияж особого значения не имеют.
Программа, которая обнаружила в московской толчее Инну и точно назвала её имя и фамилию спустя тридцать лет, работает так: сначала фокусирует в потоке прохожих лица, потом «считывает» его по 80 параметрам (например, расстоянию между глазами и форме скул), потом создаёт числовой код. Это и есть «отпечаток лица» -такой же индивидуальный, как отпечаток пальцев. Осталось провести поиск совпадений. На всё про всё уходят секунды.
«Следователями СК в ходе работы над раскрытием преступлений прошлых лет, удалось установить местоположение разыскиваемой, — уточняют СК. — В начале апреля подозреваемая была задержана в Москве. На допросе женщина не стала отрицать свою причастность к убийству».
Для тех в Иркутске, кто был в курсе зверского убийства, известие о задержании Инны было как гром среди ясного неба. Суду предстоит решить, как именно она будет наказана. Мнение, что, благодаря сроку давности (а он за самые тяжкие преступления — 15 лет), можно сразу рассчитывать на прекращение дела, ошибочно. Всё это время Инна была в розыске. А значит, скоро мы узнаем и приговор по этому делу 30-летней давности. Максимальное наказание по старому кодексу — 15 лет.
Дословно
«Система видеонаблюдения в первую очередь, конечно, работает на безопасность города. В метро и в городе было задержано 7713 человек, находящихся в федеральном розыске, это чистой воды уголовники, которых раньше не могли найти. Эта система в течение нескольких секунд распознаёт, даёт сигнал для работы полиции. В результате, например, в Москве в разы уменьшились квартирные кражи, потому что преступники понимают, что, зайдя в подъезд, даже если в маске зашёл, система его распознает. Даже если они полностью закрыты, всё равно по системе видеокамер его отследят и раскроют преступление».
Мэр Москвы Сергей Собянин — Президенту России, февраль 2023 года.