АЛМАТЫ, 25 апр — Sputnik. Огни взлетно-посадочной полосы были выключены еще до того, как в здании «Казаэронавигации» появились посторонние люди, заявил Рузиев.
По словам свидетеля, вечером 5 января 2022 года по прибытию в аэропорт он ознакомился с воздушной обстановкой, с суточным планом полетов и перед сменой прошел медицинский контроль.
О том, что в сторону аэропорта направляется большое количество людей он узнал от диспетчеров брифинга. В связи с этим исполняющий обязанности директора Мухтар Шакенов принял решение об эвакуации сотрудников в здание, расположенное на территории «Казаэронавигации».
«На перроне происходил определенный хаос: пассажиры выходили, была суета среди сотрудников службы авиационной безопасности, которые вместе с нами поехали в центр. Дорога от одного здания в другое занимает минут 15−20», — сказал Рузиев.
Во время передвижения в автобусе он дал указание опоздавшему диспетчеру, чтобы тот возвращался домой.
«По прибытию в центр обслуживания воздушным движением нас встретила группа людей. Я обратил внимание, что там были люди в жилетах и с бейджиками, думал, что это работники аэропорта», — объяснил свидетель.
По его словам, неизвестные лица потребовали оставаться на местах и выключить телефоны, затем указали пройти в здание. Рузиев отметил, что уличив момент, он поднялся на третий этаж, где находится кабинет начальника аэродрома диспетчерского центра.
«Я объяснил Курьерову всю ситуацию, что мы были захвачены. Начальник сказал, чтобы мы не проявляли агрессивность, выполняли их требования. После я уточнил воздушную обстановку: воздушные суда, которые летели на аэродром Алматы, отходили на запасной аэродром. Также я узнал, что взлетная-посадочная полоса была выключена другим руководителем полетов», — сказал Рузиев.
Ему объяснили, что световые сигналы полос отключены, так как уже было известно о разбое на терминале. После этого он спустился на первый этаж и вел переговоры с неизвестными лицами. Они требовали отключить электричество и радиолокационные средства, а также сопроводить их в зал обслуживания воздушным движением, чтобы не допустить посадку российских самолетов.
«Требования по отключению радиолокационного оборудования не было выполнено, поскольку в воздушном пространстве был бы хаос, мы имели бы большое количество жертв», — добавил Рузиев.
В своих показаниях свидетель отметил, что он вместе с исполняющим обязанности директора «Казаэронавигации» пытался убедить посторонних в невозможности отключения радиолокационных средств, так как над воздушным пространством Казахстана находятся транзитные самолеты.
Показав телеграмму о закрытии аэропорта, удалось убедить захватчиков в том, что посадки в алматинском аэропорту не будет. После этого посторонние лица потребовали автобусы и покинули территорию «Казаэронавигация».
Несмотря на то, что в аэропорту не было посадок и взлетов, во всем остальном воздушное пространство использовалось в полном объеме, уточнил на суде Рузиев.