По данным следствия, днем 20 февраля на автодороге Р69 вблизи города Смолевичи произошло лобовое столкновение груженого автомобиля МАЗ и маршрутного такси. В результате ДТП водитель и 12 пассажиров микроавтобуса, из них двое детей, погибли. Тяжелые травмы получили еще 7 человек.
Следствию необходимо было установить виновника страшной аварии. Следователи восстановили механизм совершения ДТП, в кратчайшие сроки тщательно проанализировали большое количество заключений экспертных исследований, а также провели многочисленные следственные действия, результаты которых подтвердили выводы экспертов.
Из материалов уголовного дела следует, что 60-летний водитель большегруза, управляя технически неисправным транспортным средством, выехал на полосу встречного движения, в результате чего и произошло столкновение. Следователи установили, что автомобиль МАЗ был загружен песком сверх норматива, установленного заводом-изготовителем. Именно это и стало причиной окончательного разрушения ранее неисправной ходовой части большегруза (передней правой рессоры) и, как результат, потерей управления транспортным средством. При этом установлено, что водитель при выезде достоверно знал о разрушенном одном рессорном листе.
По результатам расследования водителю МАЗа предъявлено обвинение по ч.3 ст. 317 (нарушение правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц) УК. К мужчине применена мера пресечения в виде домашнего ареста.
В ходе расследования тщательно изучены и проанализированы все обстоятельства ДТП, причины, условия, способствовавшие его совершению, и выявлен ряд серьезных нарушений со стороны перевозчиков, а также дорожных служб. Выявлено отсутствие нормативного регулирования определения классности автобусов, используемых для перевозки пассажиров, что в том числе влияет на необходимость сертификации оборудования транспорта. Установлено, что в маршрутном такси отсутствовали ремни безопасности, а пассажирские сиденья не соответствовали категории и классу транспортного средства. Более того, на момент ДТП в автомобиле находилось на 4 пассажира больше, чем это предусмотрено посадочными местами.
Также выявлены факты недобросовестного исполнения служебных обязанностей сотрудниками автопарка, где работал обвиняемый. Допущенные ими нарушения не позволили своевременно выявить и в день аварии запретить эксплуатацию грузового самосвала с технической неисправностью, как следствие, это привело к произошедшей катастрофе. В отношении одного из руководителей автопарка ОАО «Минскоблавтотранс» возбуждено уголовное дело по ч.2 ст. 428 (неисполнение должностным лицом своих служебных обязанностей, повлекшее по неосторожности смерть человека либо иные тяжкие последствия) УК.
Помимо этого, установлено, что из 60 большегрузов 42 эксплуатировались без соответствующего разрешения, еще 10 — без договора обязательного страхования. Кроме того, результаты автодорожной экспертизы показали, что покрытие проезжей части в месте ДТП не соответствовало требованиям.
В ходе расследования уголовного дела внесены представления в различные госорганы и организации, которым указано на устранение выявленных недостатков. Сейчас принимаются меры по привлечению к ответственности всех лиц, чья недобросовестность и небрежность по исполнению служебных обязанностей способствовали трагедии.