В среду, 5 июля, в Екатеринбурге прошло прощание с 6-летним Далером Б. Тело мальчика нашли в металлическом гараже на улице Дорожной в минувший четверг, 29 июня. Как оказалось впоследствии, погиб ребенок еще в декабре прошлого года, но женщина, оформившая опеку над ним, почему-то скрывала это (родной отец Далера отбывает наказание в колонии, мать лишена родительских прав, — Прим. Ред.).
Сейчас опекунша Вероника Наумова задержана. Ее обвиняют в убийстве малолетнего (п. «В», ч.2 ст. 105 УК РФ), мошенничестве (ч.2, ст. 159 УК РФ) и истязаниях несовершеннолетнего (ч.2, ст. 117 УК РФ). В минувшую пятницу, 30 июня, Чкаловский районный суд Екатеринбурга арестовал ее на два месяца.
Тем временем проверка идет и в отношении сотрудников органов опеки, которые должны были следить за тем, в каких условиях воспитывается мальчик. Один из главных вопросов — как так получилось, что никто из сотрудников на протяжении полугода не заметил, что мальчика нигде нет.
В Министерстве социальной политики Свердловской области прокомментировали ситуацию. Сейчас ее сотрудники проводят свою внеплановую проверку деятельности Управления № 25 по исполнению полномочий органа опеки и попечительства в отношении семьи Вероники Наумовой. Она еще не завершена, но любопытные детали известны уже сейчас.
— За период исполнения обязанностей законного представителя несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, информация от юридических и физических лиц о ненадлежащем исполнении данных обязанностей, жестоком обращении с детьми, в органы опеки и попечительства не поступала, — сообщают в Министерстве социальной политики Свердловской области. — Между тем, внеочередные проверки органов опеки возможны только при наличии таких сигналов от граждан и организаций.
В Министерстве также отметили, что для проверки условий жизни подопечных детей есть специальные Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 18 мая 2009 года № 423. В них указано, что проверку надо проводить пять раз в первый год, как ребенок стал жить в приемной семье. После этого лишь раз в полгода. Далер жил в семье Вероники Наумовой примерно с 2019 года.
— Очередная проверка Далера Б. состоялась 2 декабря 2022 года, — объясняют в Минсоцполитики. — Следующая была назначена на 2 июня 2023 года. По просьбе опекуна она была перенесена на 26 июня.
Любопытно, что по данным осведомленного источника «КП-Екатеринбург» смерть Далера наступила 3 декабря — то есть на следующий день после проверки органами опеки. Обстоятельства и причина смерти ребенка следствием пока не озвучивалась.
В Минсополитики объясняют, что во время таких проверок сотрудники органов опеки оценивают жилищно-бытовые условия подопечного, состояние его здоровья, внешний вид, гигиену, а также физическое и эмоциональное развитие. Смотрят специалисты и на навыки самообслуживания, возможности семьи обеспечить все необходимое для развития ребенка и на то, как складываются отношения в семье.
— Плановые проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, проводились органом опеки и попечительства в установленный законом срок, — объясняют в Министерстве социальной политики Свердловской области. — При проведении всех проверок ребенок находился дома, признаков жестокого обращения либо нарушения прав ребенка органом опеки и попечительства не выявлялось.
Запрашивали органы опеки во время проверок информацию о Далере и в медучреждении, куда водила мальчика опекун, и в его детском саду. На то, что права ребенка нарушаются или в приемной семье кто-то плохо относится к мальчику, в органы опеки никто не сообщал.