О самом безжалостном самарском киллере 90-х Юре «Утюге» Григорьеве в городе до сих пор вспоминают с содроганием, даже в криминальных кругах. Считается, что именно он застрелил Владимира Беркута (младшего брата основателя ОПГ «Беркут»), а после расправился еще с двумя членами именитой группировки — Евгением «Ильичом» Лисиным и Маратом «Татарином» Вагаповым. Легендарный сыщик, который посвятил самарскому уголовному розыску почти 30 лет жизни, а сейчас является председателем совета ветеранов УГ ГУМВД по Самарской области, Алексей Зверев рассказал «КП-Самара», как ловили опасного киллера Юру Григорьева.
Дал отпор криминальному авторитету.
На криминальный путь Юрий Григорьев угодил в начале 90-х по воле случая. Спортсмен-любитель устроился работать «вышибалой» в один из пивных баров Самары. В один из вечеров в заведение пришел авторитетный зек, который только недавно «откинулся» с зоны. Время близилось к закрытию, и Григорьев попросил гостя покинуть бар. Но тот уходить не пожелал. Юрий применил силу и выставил его за дверь. Но вскоре зек вернулся — уже с ножом в руке.
Началась драка. Григорьев ударил гостя, тот упал на пол, сильно ударившись головой. В бар приехала скорая и полицейские, Юрия доставили в отделение. Тот попытался сослаться на самооборону, однако суд решил иначе: самарец получил свой первый срок — за причинение тяжкого вреда здоровью. С того момента, как он попал в тюрьму, началась его криминальная история.
Пошел на убийства из-за машины.
После освобождения Юрий Григорьев обзавелся новыми криминальными знакомыми. Поначалу пытался было зарабатывать на жизнь честным трудом — где-то подрабатывал, купил себе старенькую иномарку, но бандитские 90-е не обошли его стороной.
По воспоминаниям Алексея Зверева, на Григорьева напали бандиты из ОПГ «Беркут», произошел конфликт, они отняли у парня машину. Юрий решил отомстить. Предположительно, именно этот конфликт толкнул его в стан противоборствующей с «Беркутом» ОПГ. Юрий взялся за оружие и стал киллером.
В 1994 году, по предположению оперативников, он застрелил младшего из братьев Беркутов — Владимира. Тогда на Ново-Садовой, 19 Владимир Беркут был не один, с ним был еще один криминальный авторитет из Тольятти Костя Ручка, но Григорьев не стал его убивать. Именно по рассказам Ручки в дальнейшем стало известно, кто стрелял в младшего Беркута.
С этого громкого убийства началась война между ОПГ «Беркут» и Юрием Григорьевым. Они его ловят — он их стреляет. Несколько лет Юрий расстреливал членов ОПГ и уходил от ответственности. Однако в 1997 после совершения очередного акта «мести» киллера арестовали сотрудники уголовного розыска.
— Он нам тогда заявлял, что, дескать, у него есть мораль. Григорьев всегда считал, что освобождает землю от нехороших людей. Сказал, что совершал поступки благородные. Никого, говорит, не убивал просто так. Не было такого, что просто «пришли и заказали», — делится с журналистом «Комсомолки» своими воспоминаниями о киллере бывший опер Зверев.
Впрочем, на этот счет у правоохранителей имелись серьезные сомнения. Не зря кровавая слава киллера гремела на весь город.
Жизнь оперов спасла осечка.
Утюга задержали в ноябре 1997 года. Наемный убийца тогда расстрелял находившихся в салоне «Ниссана» Евгения «Ильича» Лисина и Марата «Татарина» Вагапова — еще двух участников группировки Беркутов. Алексей Зверев вспоминает, что Григорьева заметили патрульные, которые начали преследование. Григорьев попытался отстреливаться от сотрудников милиции, но его пистолет дал осечку. Эта счастливая случайность сохранила жизнь патрульным и помогла схватить опасного преступника.
На суде Юрий Григорьев решил защищаться. Он уверял, что убил Лисина и Вагапова (именно это преступление было единственное, которое смогли доказать следователи) из мести за отца. Коммерсанта Кузьму Григорьева за некоторое время до этого действительно нашли повешенным, а рядом лежала предсмертная записка. Юрий уверял суд, что его отца убили члены ОПГ, а затем они выдали это преступление за самоубийство. Это был еще одна из многочисленных версий конфликта между Григорьевым и членами ОПГ «Беркут».
Во время свидания сбежал через окно.
Киллера осудили и приговорили к 20 годам тюрьмы. На зоне Юрий не отличался общительностью и отказывался сотрудничать с местными авторитетами. Те начали прессовать несговорчивого зека, одна из драк закончилась тем, что противник Юрия лишился челюсти. Григорьева закрыли в ШИЗО, откуда он больше возвращаться не хотел. Так и жил в отшельниках. Однако связи со своими криминальными заказчиками на воле киллер не терял. Именно они и помогли опасному наемному убийце сбежать из заточения.
Тогда в 2012 году Юрий Григорьев отбывал наказание в колонии-поселении в Белгороде. Сообщники устроили душегубу свидание с женщиной. И прямо во время свидания Юрий сбежал через окно.
Алексей Зверев тогда сказал начальству, что Утюг приедет в Самару, и оказался прав.
— Мы готовились, создана была специальная оперативная группа. Отрабатывали всю информацию, которая нам поступала по нему. Он уходил с квартир на квартиру — через двое-трое суток. Деньги были, помогали «спонсоры», которые его к побегу готовили, — вспоминает легендарный самарский сыщик.
За это время Григорьев успел совершить еще два убийства — он застрелил сотрудника рынка «Коникс» и гражданина Азербайджана. Причем последний попал под руку Утюга случайно, во время пьяного конфликта из-за женщины в общей компании. Юрий хладнокровно застрелил не понравившегося ему иностранца. Тело было найдено в машине, а рядом лежала граната. Когда сотрудники УГРО нашли труп, «подарок» от Григорьева сдетонировал и ранил одного из полицейских.
«По полу катилась граната».
В итоге опера вычислили дом на Средне-Садовой, где мог скрываться беглый киллер. В этом полицейским помогла бабушка-соседка, которой новый жилец показался очень подозрительным. 21 февраля 2012 года в дом прибыли бойцы СОБРа «Омега», а также сам Алексей Зверев, в то время возглавлявший Уголовный розыск Самарской области.
Первую металлическую дверь спилили, вторую деревянную выбили. Когда правоохранители только переступили порог квартиры, началась стрельба, а после по полу покатилась граната. Характерный для сработавшего запала щелчок услышал спецназовец Юрий К. Он предупредил товарищей о взрыве, благодаря чему они успели занять безопасные позиции на лестничной площадке за щитом, который удерживал Сергей К., получивший контузию и осколочные ранение. Несмотря на боль, щитовой продолжал защищать сослуживцев.
Правоохранители перекрыли все выходы, и выставили наряды, чтобы во время перестрелки не пострадали мирные жители этого дома. Алексей Зверев вступил в переговоры с уже знакомым для себя киллером, но тот игнорировал предложения опера и не собирался сдаваться. В этот момент по лестничному маршу покатилась вторая граната. Начальника УГРО успел спасти командир СОБРа Алексей Монахов, который оттолкнул Зверева. После на лестничную клетку выкатились еще две гранаты.
Стало понятно, что закоренелый киллер, который стреляет на поражение, просто так не сдастся. Оперативная группа приняла решение штурмовать квартиру и брать Григорьева, пока не пострадали мирные люди. Спецназовцы оглушили киллера шумовыми гранатами и вошли в квартиру, где Григорьев ответным огнем был ликвидирован.