Губернаторы регионов, мэры городов, представители исполнительной власти, профсоюзов, заводов-производителей и депутаты обсудили ключевые вопросы обновления подвижного состава троллейбусных и трамвайных парков, модернизацию инфраструктуры, разработку удобной маршрутной сети, рассмотрели возможности финансирования, в частности, приобретение транспорта в концессию и лизинг.
На площадке нижней палаты Федерального собрания выступил мэр Иркутска Руслан Болотов. В презентации, сопровождающей доклад, градоначальник обозначил вопросы, встающие перед муниципальными транспортными предприятиями. Основные из них — необходимость обновления подвижного состава и транспортной инфраструктуры. На реализацию мероприятий, определенных на ближайшие 3−5 лет, городу необходимо значительное финансирование — не менее 15,5 млрд рублей.
«Мы готовы менять кузова, ставить их на наши тележки. При наших путях они точно будут себя показывать неплохо, но приобрести их в лизинг невозможно. Необходимо рассмотреть решение этого вопроса через государственную программу, — отметил Руслан Болотов. — Новый транспорт резко меняет облик городов и говорит о том, что государство сильное, оно развивается и у него есть возможность даже в условиях санкций производить свою продукцию, замещать импорт и показывать таким образом грамотный, хороший подход к работе в отношении гражданина».
Глава Иркутска подчеркнул: настало время комплексного подхода к решению вопросов в сфере пассажирского электротранспорта, поскольку именно на его долю приходится значительная часть пассажирских перевозок внутри городских агломераций. Только в столице Приангарья в прошлом году троллейбусами и трамваями воспользовались 23,5 млн иркутян и гостей города при общем пассажиропотоке 50,46 млн человек. В целом поездки на муниципальном транспорте совершили 33,46 млн раз, в то время как на коммерческом — только 17 млн.
Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин дал поручение о проработке вопроса председателю комитета по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Государственной Думы Евгению Москвичеву. Глава профильного комитета отметил: действующих сегодня федеральных программ недостаточно, чтобы обновить подвижной состав в регионах.
«У меня предложение — поддержать создание в этом году федеральной целевой программы “Развитие городского наземного общественного электрического транспорта”. Программа должна быть рассчитана не менее чем до 2030 года как транспортная стратегия с продолжением до 2035 года. На нее необходимо выделить, по подсчетам экспертов, 500 млрд рублей», — заявил Евгений Москвичев.
По его словам, это должны быть средства федерального бюджета. Вместе с тем, ответственность федерального органа исполнительной власти за развитие городского наземного пассажирского транспорта нужно прописать в законодательстве. Комитет по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры подготовил предложения по выделению бюджетных средств на эти цели в 2023 году.
Также вопросы транспорта и дорожного строительства рассмотрели на совещании, прошедшем под руководством депутата Государственной Думы Сергея Тена. Как сообщает пресс-служба администрации Иркутска, мэр Руслан Болотов принял участие в обсуждении ряда задач, таких как реализация национального проекта «Безопасные и качественные дороги», повышение эффективности использования дорожных фондов, получение финансирования на капиталоемкие проекты.