Средняя скорость движения — это характеристика, равная отношению длины контролируемого участка ко времени, затраченному транспортным средством на преодоление данного участка.
Подобное определение закреплено в национальном стандарте СТ РК 3825−2022 «Специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением».
Он был принят в декабре 2022 года, согласно сообщению международного информационного агентства DKNews.
Что значит принятие стандарта
Обсуждения мер контроля средней скорости в Казахстане проводились еще с 2019 года. Однако в то время не были подготовлены законодательные основы для регулирования этого вопроса.
Теперь, согласно принятому документу, определение средней скорости будет официально закреплено, а камеры фото- и видеофиксации смогут распознавать:
- нарушение скоростного режима: превышение установленной скорости движения;
- управление велосипедами, мопедами, тракторами и самоходными машинами, а также иными транспортными средствами, скорость которых по технической характеристике или их состоянию менее 40 км/ч;
- нарушение правил стоянки или остановки транспортных средств;
- несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части автомобильной дороги, запрещающими остановку или стоянку транспортных средств;
- движение по обочине (движение транспортного средства без перестроения);
- движение транспортного средства по тротуарам, пешеходным переходам, велосипедным полосам движения;
- движение по полосе для маршрутных транспортных средств (в попутном направлении) или остановка на указанной полосе.
Также они будут охватывать и другие типы нарушений:
- выезд на полосу встречного движения, трамвайные пути встречного направления;
- движение во встречном направлении по автомобильной дороге с односторонним движением;
- разворот, поворот налево, движение задним ходом в местах, где такие маневры запрещены;
- нарушение требований дорожных знаков и дорожной разметки (за исключением вышеназванных случаев);
- проезд на запрещающий сигнал светофора, в том числе на регулируемом пешеходном переходе, выезд на железнодорожный переезд при запрещающем сигнале светофора;
- невыполнение требования об остановке перед стоп-линией при запрещающем сигнале светофора; выезд на перекресток или пересечение проезжей части автомобильной дороги в случае возникновения затора с фактом дорожно-транспортного происшествия;
- невыполнение требования уступить дорогу пешеходам с фактом дорожно-транспортного происшествия.
То есть автовладельцам придется тщательнее соблюдать правила дорожного движения, чтобы обеспечить безопасность себе и окружающим, а также чтобы не получить штраф. Действие данного документа начнется с 1 июля 2023 года.
Когда начнут штрафовать
Пока что было закреплено лишь официальное определение средней скорости.
Однако уже на его основе в дальнейшем могут быть внедрены соответствующие изменения в правила дорожного движения и Кодекс об административных правонарушениях Республики Казахстан.
То есть отдельные нарушения средней скорости и меры наказания появятся уже после вступления в действие нового национального стандарта. О точных сроках принятия подобных поправок пока не сообщается.
При этом ранее отмечалось, что сначала будут контролировать среднюю скорость только на загородных трассах.