Об этом сообщили в движении «Юксалиш».
Эксперты движения рассказали, как можно решить проблемы фармацевтической отрасли в Узбекистане.
В первую очередь, необходимо пересмотреть ситуацию с бесконтрольным приемом лекарств. Потому что граждане чаще консультируются с аптекарем, какое лекарство принять в той или иной ситуации, а не с врачом. Легкая доступность большого спектра препаратов без рецепта врача создает риск не соответствующего употребления медицинских препаратов.
Исследования, проведенные в разных странах мира, показывают, что в среднем побочные действия наблюдаются у 10−20 процентов госпитализированных больных, причем в развивающихся странах этот показатель в два раза выше.
Обратите внимание, что в 2008—2018 годах в Узбекистане зарегистрировано 2 300 обращений в связи с ухудшением здоровья от самолечения лекарственными средствами.
«Считаем, что, во-первых, нужно запретить прямую рекламу лекарственных препаратов в медиа. Подобная практика есть в международной практике. В частности, осуществлять рекламу лекарств только с разрешения Комитета по развитию конкуренции и защите прав потребителей. В будущем рассмотреть возможность запрета прямой рекламы лекарств в СМИ. Рассмотреть опыт Турции, Швейцарии, Канады и других стран в этом направлении», — говорится в сообщении.
Согласно данным ВОЗ, реклама лекарственных средств способствует росту уровня бесконтрольного употребления лекарственных средств и самолечения. Самолечение занимает пятое место по смертности, уступая травмам, заболеваниям системы кровообращения, онкологическим и пульмонологическим болезням. Потребители недооценивают риски побочных эффектов от употребления медикаментов, их совместимости, индивидуальной реакции организма.
Ситуацию еще более усугубляет отношение покупателей к лекарствам как обычным потребительским товарам. Этот вопрос актуален для Узбекистана, где на 100 тысяч человек в среднем приходится 25—27 аптек.
Во-вторых, специалисты предлагают усилить ответственность за нарушение законодательства о рекламе лекарственных средств.
В прошлом году в новой редакции был принят закон «О рекламе». Несмотря на то, в нем определены четкие процедуры рекламы лекарственных средств, ежедневно наблюдаются нарушения требований закона на телевидении, радио и других видах рекламы.
Согласно Кодексу об административной ответственности, нарушение законодательства о рекламе влечет наложение штрафа в размере до пяти базовых расчетных величин. Однако не предусмотрена ответственности за нарушение норм и требований законодательства, связанных с рекламой лекарственных средств.
«По этой причине считаем, что Кодекс об административной ответственности необходимо дополнить отдельной нормой, предусматривающей наложение штрафа от 20 до 50 базовых расчетных величин за нарушение требований к рекламе лекарств. Нарушения, которые привели к тяжелым последствиям (ущерб здоровью, гибель людей), должны стать основанием для уголовной ответственности», — отметили в «Юксалиш».
Изучение опыта Италии, Швейцарии, Канады, Японии, Финляндии, Германии, Венгрии, Великобритании и других стран показало, что там для разрешения проблемы самолечения были приняты решительные меры по ужесточению законодательства о рекламе лекарственных средств.
В-третьих, важно усилить ответственность производителей, импортеров лекарственных препаратов и сертифицирующих органов.
Как сообщалось, предварительное следствие установило, что уполномоченные лица ООО «Научный центр стандартизации лекарственных средств» при проведении лабораторных исследований «ДОК-1 МАКС» и «Амбронол» грубо нарушили требования нормативно-правовой документации. В результате некачественные препараты были допущены к реализации.
«Поэтому считаем целесообразным в число субъектов статьи 186−3 Уголовного кодекса включить лица, допустивших распространение некачественных, поддельных и несоответствующих требованиям безопасности лекарств», — сказали эксперты.
В-четвертых, нужно обеспечить доступ граждан к современной диагностике в шаговой доступности, переход к страховой медицине, которая строится на единых стандартах лечения. Люди зачастую занимаются самолечением, принимают разные препараты, не зная точного диагноза, ориентируясь на рекламу. Ошибки происходят также на этапе назначения лекарств врачами, часть из которых, к сожалению, материально заинтересована в продвижении отдельных препаратов. Поэтому необходимо по возможности быстрее надо переходить к системе страховой медицины.
В-пятых, нужно обеспечить открытость и прозрачность в области фарминдустрии. Общественность имеет право знать, какие препараты завозятся, кто является производителей, их репутация за рубежом, как осуществляется процесс сертификации.
Необходимо сформировать открытую базу данных с доступом к информации о фарминдустрии, которая затрагивает интересы широкой общественности. Важно ускорить процесс обязательной цифровой маркировки на всех видах реализуемых лекарств. Покупатель благодаря маркировке может проверить подлинность лекарства.
Общенациональное движение «Юксалиш» призвало парламентариев, уполномоченные министерства и ведомства принять незамедлительные меры, медицинские учреждения и институты фармацевтической отрасли ставить в приоритет не коммерческие, а общественные интересы.