«Сегодня в Сенате совместно с ННО, госорганами и активистами будет проходить общественное обсуждение закона о домашнем насилии. Скажу коротко свое мнение. Пока мы не назначим уголовное наказание за домашнее насилие, пока в Уголовном кодексе не появится конкретный ответ от государства за это преступление, мы так и будем топтаться на месте», — написала она в своем телеграм-канале.
По ее словам, «ничего не поможет, никакие косметические меры, даже самые замечательные гендерные проекты и попытки воздействовать словом и воспитанием».
«Вначале закон, защищающий женщин ответственностью за насилие над ними. Затем все остальное», — подчеркнула она.
Напомним, что Министерство юстиции в начале января этого года выставило для общественного обсуждения законопроект по укреплению системы защиты женщин и детей в Узбекистане.
В документе ужесточено наказание по ряду статей, особенно касающихся преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних. Например, за вступление в половую связь с лицом, не достигшим 16 лет, предусмотрено наказание вплоть до 15 лет лишения свободы, а за развратные действия в отношении несовершеннолетних — вплоть до 8 лет лишения свободы.
Еще один важный момент — предлагается ужесточить наказание за принуждение женщины к вступлению в половую связь вплоть до лишения свободы.
Однако в документе недостаточно отражена проблема с домашним насилием, которое в Узбекистане по-прежнему декриминализировано. Международные рекомендации сводятся к тому, что за домашнее насилие должны быть отдельные статьи в законодательстве, так как это считается специфичным преступлением.
Проще говоря, убийство в семье нельзя рассматривать и судить также, как убийство со стороны незнакомца на улице, потому что насилие в семье носит систематический характер, причиняет не только физические, но и моральные страдания, строится на иерархичных взаимоотношениях, а также вовлекает детей в качестве пострадавших.