Источник: Reuters

Как недавно заметили в Совбезе, это второй стратегический документ после Конституции, который не только раскрывает национальные интересы Беларуси, но и говорит, как их защищать. В новом выпуске YouTube-проекта БЕЛТА «По факту: решения Первого» мы расскажем, зачем понадобилось менять действующую концепцию, в чем суть этих изменений и как Беларусь оказалась… в Стратегии национальной безопасности США. А еще мы узнали, почему в Беларуси взялись за создание народного ополчения и сколько добровольцев готовы встать на защиту Родины.

Как в Беларуси выстроена система обороны?

Давайте разберемся, как в Беларуси выстроена система национальной обороны. Ни для кого не секрет, что ее основа — Вооруженные Силы. Именно они решают наиболее важные задачи по защите страны. Борьба с преступностью, охрана правопорядка и общественная безопасность — сфера ответственности органов внутренних дел и внутренних войск. Причем как в мирное, так и в военное время. В рамках своих компетенций задачи по обороне государства решают и другие силовые органы.

Для обеспечения спокойного функционирования объектов экономики и инфраструктуры в условиях военного времени в Беларуси созданы территориальные войска. О них начали говорить сравнительно недавно, но на самом деле понятие «территориальная оборона» в белорусском законодательстве появилось еще в начале 90-х. В законе «Об обороне» 1992 года есть отдельная статья, где определено, как строится территориальная оборона, какие задачи выполняют территориальные войска. Правда, свое развитие они получили не сразу. Впервые масштабный призыв военнообязанных из запаса произошел на командно-тактических учениях «Неман-2001». За ходом активной стадии учения на Гожском полигоне наблюдал Президент Беларуси.

В феврале 2011 года глава государства утвердил положение о территориальной обороне. Тогда же был создан новый самостоятельный орган — управление территориальной обороны Генерального штаба Вооруженных Сил.

«В Беларуси система обороны государства выстроена, отлажена. Она жизнеспособна, боеспособна и эффективна. Мы за всю свою историю пережили много различных испытаний, и система фактически никогда не давала сбоев. Сюда входят не только силовые структуры, военные организации, но и гражданские. Фактически вся государственная система заточена на интересы национальной безопасности. Можем говорить, что мы эффективны в этом плане, готовы к любым проявлениям угроз и опасностей, которые могут существовать на сегодняшний день», — подчеркнул эксперт в области национальной безопасности Александр Тищенко.

Зачем в Беларуси создают народное ополчение?

Система национальной обороны в скором времени дополнится еще одной составляющей — народным ополчением. В Беларуси уже разработан необходимый проект закона, и суть его проста — содействовать добровольцам в защите своего дома и своей местности.

«Здесь мы видим практическую реализацию всенародного характера защиты Отечества. Это требование самой жизни. На примере СВО мы видим, что и Россия, и Украина прибегли к формированию народного ополчения. Но ни там, ни там не создана правовая база. В Украине, когда была угроза потери Киева, просто раздавали оружие всем желающим, чтобы усилить воинские части. Это была раздача без учета, сейчас его сложно собрать. Возможно, криминальные структуры пользуются этим оружием», — заметил военный аналитик Белорусского института стратегических исследований Андрей Чернобай.

В Беларуси же пошли по другому пути, обратил внимание эксперт: «Мы вначале провели экспериментальные учения, посмотрели, как это работает. Сейчас создаем правовую базу под создание народного ополчения. Потом будем при необходимости формировать дружины в тех регионах, когда это будет необходимо».

Народное ополчение прежде всего будет помогать милиции: охранять общественный порядок, бороться с бандитизмом и диверсионно-разведывательными группами, пресекать мародерство.

«Ситуация непростая. Я уже не раз говорил: каждый мужчина (да и не только мужчина) должен уметь, как минимум, обращаться с оружием. Хотя бы для того, чтобы в случае необходимости защитить свою семью, свой дом, родной уголок земли и, если понадобится, страну, без которой не будет ни уголка, ни дома, ничего другого. Многие это понимают», — отметил Александр Лукашенко на недавнем заседании Совета безопасности, на котором как раз и рассматривался законопроект о создании народного ополчения.

Сколько человек войдет в народное ополчение?

Сколько человек готовы стать добровольцами в условиях военного времени? По заявлению министра обороны Виктора Хренина, таких около 100−150 тысяч. С другой стороны, военные не исключают, что добровольцев может быть и больше. Давайте посчитаем. Если взять в расчет все военные организации, их численность составит до полутора миллионов человек — в случае объявления военного положения и перевода экономики на военные рельсы. При этом численность населения в Беларуси превышает 9 миллионов. Учитывая, что участие в народном ополчении абсолютно добровольное, а наниматели смогут освобождать этих граждан от работы с сохранением зарплаты и рабочего места, можно предположить, что белорусы будут придерживаться давно известной аксиомы: войны выигрывают не армии, а народы.

Кстати, осенью 2022 года в Могилевской области провели эксперимент по организации народного ополчения.

«Люди откликнулись. Желающие принять участие в народном ополчении пришли. Мы с ними провели соответствующие занятия и поняли, что у наших людей есть такая потребность — иметь сопричастность к обеспечению обороны нашего государства. В целом народное ополчение, которое мы создаем, дополнит и повысит возможность той же территориальной обороны и улучшит качество выполнения задач по обеспечению защиты нашей страны», — рассказал о результатах эксперимента министр обороны.

Зачем в Беларуси меняют Концепцию национальной безопасности?

Но вернемся к Концепции национальной безопасности. Нынешний документ был принят еще в 2010 году. Он не потерял своей актуальности и сегодня. Более того, концепция показала свою эффективность в самый острый период внешнего давления на Беларусь.

«Концепция, которая сейчас действует (с 2010 года), очень добротная, потому что рабочая группа, которая ее формировала, смогла учесть риски, вызовы, угрозы, которые возможны для нашего государства, на среднесрочную перспективу. Срок достаточно большой. В России концепция принимается в среднем раз в 6 лет: 2009, 2015, 2021 годы. В Польше за последние 22 года стратегия нацбезопасности обновилась 6 раз, — рассказал Андрей Чернобай. — Естественно, у нас назрела необходимость обновления концепции, несмотря на ее совершенство. Мы видим, что очень многое меняется. В тот момент, когда разрабатывалась концепция (это было за пару лет до ее принятия), не было событий ни в Кыргызстане, ни в Грузии, ни в Украине. Никто не предполагал 2014 год, пандемию. Не было такого массированного санкционного давления, которое мы сейчас испытываем на себе. То есть появилась необходимость обновления ряда положений».

Динамика уровня угроз заставляет военных держать руку на пульсе. Как заявил госсекретарь Совета безопасности Александр Вольфович, обновить концепцию решили из-за изменений на мировой военно-политической арене, тенденций к обострению обстановки, борьбы между основными центрами силы.

Что говорится о Беларуси в Стратегии национальной безопасности США?

В этой ситуации Беларусь оказалась в эпицентре развернувшегося противостояния. И свидетельство этому — упоминание республики в последней Стратегии национальной безопасности США. Соединенные Штаты для обеспечения своей безопасности готовы всеми силами отстаивать права человека в Беларуси. Вопрос на засыпку: не много ли они берут на себя?

«Там конкретно ставится задача Россию обескровить в военном, технологическом плане. Говорится, что Китай — конкурент, соперник и в течение 10 лет мы его должны обойти так, чтобы он нас не догнал, иначе мы отстанем и его не догоним. Россия идет в связке с Китаем. Они видят Россию как союзника Китая, который готов помочь спину защитить. Вот как мы Россию защищаем на фланге, так и Россия будет защищать Китай, если до этого дойдет. Поэтому надо обескровить Россию для того, чтобы потом можно было свои условия ставить», — пояснил военный аналитик БИСИ.

Несколько цифр. Сегодня в Европе на постоянной основе находятся свыше 60 тыс. американских военнослужащих, более 260 танков, около 800 бронированных машин, свыше 2 тыс. боевых самолетов. На территории Польши формируется пятая по счету механизированная дивизия. Кроме того, поляки заявили о закупке 500 установок «Хаймарс» — американских реактивных систем залпового огня. С начала года на территории Польши, Литвы и Латвии прошло 75 учений. И совсем не оборонительного, а наступательного характера. Все это не пустые слова и не запугивание. А просто голые факты. С другой стороны, Беларусь никак не упоминается в польской Стратегии национальной безопасности, а вот Россия для них — главный враг. Значит, белорусы могут расслабиться?

«Давайте исходить из того, что в последнее время практика Запада сводится к тому, что они не рассматривают нас отдельно от России. Это очень бросается в глаза. Даже если на секунду исключить, что Россия отдельно, а Беларусь отдельно… Если что, ракеты будут летать и танки будут двигаться через наши огороды. Исключать себя из общей проблематики угроз мы никак не можем. То, что они не упоминают нас, еще не значит, что они не готовятся к каким-либо действиям против нас. Посмотрите: скопление войск на каких границах? На границах с нами. Войска куда начали вводить? Польша в Украину, Румыния в Молдову. Это возле нас фактически. Риски и угрозы военной безопасности в первую очередь складываются вблизи наших границ. Мы должны это учитывать. Поэтому правильно делает руководство нашей страны, что все эти вещи рассматривает и учитывает в вопросах национальной безопасности», — уверен Александр Тищенко.

Эксперт также обратил внимание на экономические угрозы: «С чем они связаны? Санкции — это что? По сути это боевые действия в экономике. Это угрозы, вызовы, риски. Это уже опасность. Поэтому говорить о том, что если они нас не упоминают, то и нам не нужно ничего делать, — это безответственно».

Что изменится в Концепции национальной безопасности Беларуси?

В проекте новой концепции появилась градация угроз — риск, вызов и непосредственно сама угроза. А понятие национальной безопасности дополнено целеустановкой на устойчивое развитие, движение вперед. В перечень стратегических национальных интересов впервые включены новые положения о необходимости всемерной защиты народа Беларуси как уникальной исторической общности и единственного источника государственной власти.

В числе национальных интересов — национальная самобытность, благополучие и процветание, социальная ответственность граждан (а не только государства), общественное согласие. Также появился новый термин — «электоральный суверенитет». Это неотъемлемое право независимого, суверенного государства самостоятельно, без вмешательства извне проводить выборы и референдумы.

Отдельным блоком в новом документе закреплена биологическая безопасность как одна из сфер национальной безопасности в целом. Ее появление объясняется событиями последнего времени — пандемией коронавируса и ее влиянием на политическую систему и экономику. А также выявлением биолабораторий, организованных под эгидой США. Претензии у Беларусь здесь не только к Украине. Биологические лаборатории, которые курируют Соединенные Штаты, находятся как минимум в 27 странах. Любопытно, что практически половина из них — в Армении.

«Часто мы говорим, Владимир Владимирович (Президент России Владимир Путин. — Прим. БЕЛТА), о биологических лабораториях. По-моему, только у нас и у вас их нет, но на территории некоторых государств ОДКБ они существуют. Поэтому надо в Минске нам обсудить и как-то договориться по этому вопросу, ибо это будет очередная говорильня. Это же не шутка — биологическая безопасность. Агитируем друг друга, а в некоторых странах эти американские лаборатории существуют. В Украине несколько их обнаружили», — обратил внимание на проблему Александр Лукашенко на прошлогоднем саммите ОДКБ в Ереване.

В целом Концепция национальной безопасности Беларуси обновилась практически на 70%. Документ создавала межведомственная рабочая группа, в которую вошли представители 34 государственных органов, члены научного и экспертного сообщества. При подготовке изучался и учитывался мировой опыт, в том числе аналогичные стратегические документы России, Узбекистана, Казахстана, других постсоветских стран. А также США, Великобритании, Германии, Франции.

Принципиальное требование Президента — быть предельно откровенными и открытыми, ничего не скрывать: «Необходимо четко обозначить, какие вызовы для Беларуси мы видим и как планируем обеспечить свою безопасность. Мы прямо и открыто должны заявить о приоритетах, показать мировому сообществу транспарентность нашей политики, надежность Беларуси как ответственного партнера. Но наши партнеры при этом должны знать, что белорусское миролюбие не синоним жертвенности. В случае любой агрессии, как я уже не раз говорил, ответ будет быстрым, жестким и адекватным».

Когда будет принята новая Концепция нацбезопасности?

Все государственные органы и ведомства, а также Совбез одобрили проект новый Концепции национальной безопасности. Теперь документ будет обсуждаться в обществе: на диалоговых площадках, в трудовых коллективах. Предложения граждан также будут учитываться при его доработке.

Окончательный проект Концепции нацбезопасности будет утверждать ВНС.

Далее обновленная Концепция национальной безопасности будет вынесена на рассмотрение Всебелорусского народного собрания. Его планируют созвать в апреле 2024 года. Если делегаты поддержат проект, он вступит в силу. У вас может появиться вопрос: а как будет обеспечиваться национальная безопасность все это время, пока документ проходит все стадии обсуждений и согласований? Вдруг за это время появятся новые вызовы и угрозы. Не переживайте. Белорусское руководство держит ухо востро, а порох сухим.

Реклама
Спасибо за обратную связь
О рекламодателе
Не интересует
Уже приобретено
Препятствует просмотру
Недобросовестная реклама
Подпишитесь на нас