В ней определено, что запрещаются любые формы детского труда, создающие угрозу здоровью, безопасности, физическому, умственному и духовному полноценному развитию ребенка, в том числе препятствующие его обучению.
Данные поправки вытекают из выступления Главы государства в его праздничном поздравлении по случаю Дня Конституции Республики Узбекистан 7 декабря 2021 года: «В целях повышения эффективности действующей системы защиты прав человека в нашей Конституции также должны быть отражены вопросы недопущения детского труда».
Республика Узбекистан ратифицировала Конвенцию МОТ о принудительном труде (1930 г.), а также Конвенцию МОТ о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда (1999 г.).
В соответствии вышеуказанной конвенции, под «наихудшими формами детского труда» понимаются рабство, сексуальная эксплуатация, использование детей в вооруженных конфликтах, незаконная деятельность или опасный труд, наносящий вред их здоровью, моральному и психологическому состоянию.
Меры административной и уголовной ответственности за такие деяния определены в Кодексе Республики Узбекистан об административной ответственности и Уголовном кодексе.
В последние годы усилия по искоренению принудительного труда в Узбекистане дали положительные результаты, и эти усилия получили также признание и на международном уровне. Место Узбекистана в международных рейтингах значительно улучшилось, что способствует привлечению инвестиций в страну, развитию экономики и социальной сферы.
Это было верное политическое решение; дети должны учиться, а врачи лечить и учителя заниматься педагогической деятельностью. Теперь принудительный труд, долгие годы негативно влиявший на международный имидж республики, полностью упразднен.
В частности, в соответствии с действующим Трудовым кодексом определено, что для подготовки молодежи к труду допускается прием на работу учащихся общих средних, средних специальных, профессиональных образовательных организаций, профессиональных школ, колледжей и техникумов для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью и нравственному развитию, не нарушающего процесса обучения, в свободное от учебы время — по достижении ими возраста пятнадцати лет с письменного согласия одного из родителей (лица, заменяющего родителей).
В связи с этим запрет любого детского труда, отрицательно влияющего на развитие детей, теперь прописан прямо в нашем Основном законе.
Считаю, что прекращение принудительного труда положительно скажется на повседневной жизни каждого гражданина Узбекистана, в результате развития экономики и социальной сферы повысится качество жизни.
В то же время данная конституционная норма не запрещает детям работать так, чтобы это не угрожало их здоровью, безопасности, полноценному физическому, умственному и духовному развитию, не нарушало учебный процесс.
Нодира Гаибназарова, начальник отдела охраны труда профсоюза.