В данном аспекте, особую актуальность приобретают вопросы обеспечения процессуальных прав участников уголовного судопроизводства. В частности, в статье 27 Новой редакции Конституции закреплено положение о том, что арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по решению суда. При этом, без решения суда лицо не может быть задержано на срок более сорока восьми часов.
Данные правила относятся к институту Хабеас корпус, который представляет собой отдельный вид судебного контроля. Habeas corpus — особый законодательный акт, был принят 26 мая 1679 года Парламентом Англии.
В соответствии с данным документом надзиратели, тюремщики или иные лица, причастные к задержанию или аресту лица должны были привести задержанного к лорду или судье для принятия решения о санкционировании ареста. Установление судебного контроля над процедурой заключения под стражу обвиняемого или подозреваемого имеет огромное значение в развитии теории и практики защиты прав личности при осуществлении уголовного судопроизводства.
В Узбекистане институт Хабеас корпус был внедрен с 2008 года, когда от прокуратуры судам было передано право выдачи санкции на заключение под стражу. И в течение последующих лет данная форма судебного контроля за следствием постепенно расширялась путем передачи права санкционирования мер процессуального принуждения и ряда следственных действий, связанных с неприкосновенностью личности.
На сегодняшний день количество мер процессуального принуждения и следственных действий, санкционируемых судом, увеличилось до 10 видов.
В их числе: заключение под стражу, отстранение от должности, помещение в медицинское учреждение, применение акта амнистии, домашний арест, продление срока заключения под стражу или домашнего ареста, продление срока пребывания обвиняемого в медицинском учреждении, приостановление действия паспорта (проездного документа), арест почтово-телеграфных отправлений, эксгумация трупа.
При этом, институт судебного контроля постоянно развивается и на данный момент ведётся работа по расширению его охвата, включая проведение обыска, прослушивание телефонных переговоров и наложение ареста на имущество.
Кроме того, институт судебного контроля закреплен в статье 9 Международного Пакта о гражданских и политических правах. В данной статье указано, что «задержанному лицу предоставляется право предстать перед судом, чтобы этот суд мог безотлагательно вынести постановление относительно законности его задержания и распорядиться о его освобождении, если задержание незаконно».
Статья 9 Всеобщей декларации прав человека определяет, что «никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию».
Институт судебного контроля нашел свое воплощение в нормах Конституции США, Германии, Италии, Испании, Австрии, Великобритании, Португалии и других стран. Вместе с тем, чтобы в последующем судебном разбирательстве, на котором будут рассматриваться виновность подсудимого, в целях обеспечения объективности и беспристрастности принимаемого решения в ряде государств введена должность специального следственного судьи, который осуществляет судебных контроль над расследованием уголовного дела, санкционированием следственных действий и мер пресечения.
Следственные судьи предусмотрены в Германии, Австрии, Италии, Бельгии, Нидерландах, Латвии, Литве, Казахстане, Кыргызстане и других государствах.
Кроме того, если судом не будут доказаны законность и обоснованность задержания, лицо должно быть незамедлительно освобождено.
Закрепление в Новой редакции Конституции института судебного контроля, имеет огромную важность. Введение указанного принципа права обеспечит реализацию прав участников процесса, оградит их от незаконных действий должностных лиц и органов, выполняющих функцию уголовного преследования.
Расширение института судебного контроля позволяет имплементировать общепризнанные международные стандарты защиты прав личности в уголовном судопроизводстве.
Доктор философии (PhD) по юридическим наукам Людмила Югай.
Доктор философии (PhD) по юридическим наукам Шохжахон Хужаев.