Он напомнил, что в 2022 году в Татарстане были сформированы два добровольческих отряда «Алга» (с татарского — «вперед») и «Тимер» («железный»). Многие бойцы заключили контракт до одного года: на четыре, шесть или 11 месяцев. «Они не понимают. Они думают, что мы их обманули: в пунктах отбора говорили, что можно пойти на четыре месяца, а когда контракты закончились, вернуться они не могут», — рассказал представитель военкомата.
Господин Токмаков заверил журналистов, что нарушения закона в этом нет, поскольку в конце сентября 2022 года президент РФ Владимир Путин подписал указ о частичной мобилизации в стране. «Там были уточнены параметры прохождения военной службы и основания для увольнения», — напомнил спикер. В частности, по его словам, пока идет спецоперация, уволиться можно лишь в трех случаях: это достижение военнослужащим предельного возраста, признание негодным к прохождению военной службы, возбуждение уголовного дела и отправление военнослужащего в места лишения свободы.
Евгений Токмаков признал, что «есть ряд военнослужащих, которые пытаются возбудить судебную практику». «У них контракты были на четыре месяца, а их все вот держат, несчастные, и вот они не знают, что сделать. Но есть указ президента, в нем все расписано», — еще раз подчеркнул господин Токмаков. Он добавил, что «как только будет указ об отмене частичной мобилизации,.. они смогут по их желанию увольняться». Он подчеркнул, что батальоны «Алга» и «Тимер» — это «обычные воинские части» и «никакого дополнительного пункта» в законодательстве для них нет.
«Контракт у всех на общих основаниях. Что у меня, подполковника, что у майора, что у солдата. У всех контракт и условия контракта одинаковые».
Как сообщал «Ъ», нескольким бойцам сформированного в Татарстане добровольческого батальона «Алга» не удалось добиться увольнения из воинской части после окончания своих контрактов. Они обратились в Казанский гарнизонный военный суд. 13 апреля иски двух бойцов с требованием обязать командование подписать их рапорты были отклонены. Адвокат Лаврентий Сичинава намерен подать апелляционные жалобы в окружной суд. Он настаивает, что указ о частичной мобилизации не распространяется на добровольцев, поскольку он был принят, когда бойцы уже были зачислены в воинскую часть. Также он напомнил, что в ноябре 2022 года в федеральном законе «Об обороне» появилась статья о добровольческих формированиях, согласно которой гражданин РФ «подлежит исключению» из такого отряда «в связи с истечением срока контракта».
Казанский гарнизонный суд рассматривает материалы на контрактников и мобилизованных, самовольно оставивших свои части в период специальной военной операции на Украине. Только за март 2023 года таких дел поступило восемь. По ст. 337 УК РФ, ужесточенной после объявления частичной мобилизации и предусматривающей теперь до 10 лет лишения свободы, суд, как правило, наказывает нарушителей заключением на три или 3,5 года в колонии-поселении. В частности, такие сроки получили четыре контрактника из Чувашии, Марий Эл и Татарстана.
Вчера Евгений Токмаков подтвердил, что контрактники и мобилизованные, которые покинули часть самостоятельно, могут подвергнуться дисциплинарным арестам либо попасть под уголовную ответственность. Кроме того, Минобороны РФ прекращает таким бойцам выплаты.
По словам господина Токмакова, краткосрочные контракты военнослужащие могут заключить и сейчас. «Мы всем гражданам объясняем, что если закончится контракт на четыре месяца и будут так же продолжаться мероприятия по частичной мобилизации, то вы не уволитесь», — подчеркнул представитель военкомата.
Евгений Токмаков также сообщил, что Минобороны РФ полностью обеспечивает контрактников необходимыми вещами и экипировкой. «Если военнослужащий хочет сам купить себе красивые штанишки или берцы, пожалуйста, пусть покупает. Форма у всех одинаковая. Может кто-то считает, что она неудобная», — предположил он.
Всего в 2022 году через военкоматы Татарстана контракты с Минобороны РФ заключили 2 тыс. бойцов. Это вдвое больше, чем по итогам 2021 года. «В 2023 году цифра меняется, но она будет значительно и кратно выше», — сказал господин Токмаков. Конкретные планы по набору контрактников он не назвал. «Допустим, формируется какая-то воинская часть, будет одно задание. А завтра будет формироваться другая воинская часть, будет другое задание», — пояснил он. Представитель военкомата добавил, что «сейчас много ограничений (для службы.— “Ъ”) убрали». «Если есть гражданин, если он хочет, значит, найдет себе место в строю», — подчеркнул господин Токмаков.
Кирилл Антонов.