В Совете Федерации проходят Дни Приморского края. Делегация регионального правительства и Законодательного собрания под руководством губернатора Олега Кожемяко представила сенаторам целый ряд предложений по социально-экономическому развитию территории. Основные итоги рабочей поездки — в материале ИА PrimaMedia.
Повестку во много диктовала сама жизнь — в портфель предложений, которые рассматривались в верхней палате парламента РФ, были включены наиболее актуальные и находящиеся сейчас на слуху вопросы, а также отраслевые темы, эффект которых может почувствовать не только Приморье, а в целом промышленные сектора.
Так, например, в Совете Федерации поддержали инициативу Олега Кожемяко по упрощению работы предприятиями марикультуры. Для морских «пастбищ» могут снять ряд избыточных бюрократических барьеров. В том числе — обязательную госэкспетизу для получения рыбоводческих участков вне особо охраняемых природных зон.
Своими предложениями по развитию рыбоводческого комплекса в Приморье губернатор поделился на заседании Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию.
Присутствующие инициативу Олега Кожемяко поддержали. Вопрос — в проработке.
«Олег Кожемяко осветил три важных момента для всей рыбопромышленной отрасли, — прокомментировал президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья (АРПП) Георгий Мартынов. — Первый — это снятие избыточной бюрократической нагрузки с предприятий марикультуры. Речь, в частности, идет об отмене обязательного прохождения государственной экологической экспертизы. Если в проекте закона о государственной экологической экспертизе предусмотрена ее отмена для пастбищных хозяйств, то для индустриальной аквакультуры и рыбоводства в особо охраняемых территориях это требование сохраняется. Считаем его избыточным. Мало того, что право аренды участков покупается за многие миллионы рублей, предпринимателю нужно еще и самому проходить госэкспертизу участков, полученных от государства. Причем, процесс организован не на месте. Почему-то полномочия по прохождению государственной экологической экспертизы для всего рыбохозяйственного комплекса РФ есть только у Черноморско-Азовского бассейна. Поэтому и Приморье, и Сахалин, и Камчатка обязаны обращаться туда. На это также обратил внимание Олег Кожемяко».
Второй момент, по словам эксперта, касается того предоставления добросовестным рыбодобывающим предприятиям приоритетного права на перезаключение договоров пользования рыболовным участком на новый срок без конкурсных процедур.
«Это предложение актуально для всех рыбодобывающих регионов Дальнего Востока, — отмечает Георгий Мартынов. — Включая и Приморье, где девять рыболовных участков. В Камчатском крае таких тысячи. Но ситуация у всех примерно одна и та же — действительно, договоры, которые заключались на 20 лет, сейчас подходят к концу. Предприятия вложили большие деньги в строительство рыбоперерабатывающих заводов, в развитие береговой инфраструктуры. Они принимают самое активное финансовое участие в развитии поселков, в которых находятся. Теперь они снова вынуждены участвовать в аукционах. Справедливо было бы дать им возможность работать дальше».
«Ставки на них взлетели в более, чем тысячу раз, делая промысел фактически нерентабельным. Понятно, что морепродукты в основном идут на экспорт — в Южную Корею, Японию и так далее. Но предприятия получают средства, дают рабочие места, развиваются поселки, в которых находятся. Безусловно, этот вопрос надо решать, сохранять хозяйства. Мы обращались в этим вопросом к Олегу Кожемяко, и он поднял его на комитете в Совете Федерации», — подчеркивает эксперт.
Также на аграрном комитете СФ глава региона поднял тему предотвращения чрезвычайных ситуаций и борьбы с последствиями стихийных бедствий. Для региона, где циклоны и тайфуны являются чуть ли не штатной летней ситуацией, она особенно актуальна. Тем более, что динамика опасных природных явлений усиливается. Если с 2000 по 2010 год на территорию пришло восемь тайфунов, то в следующем десятилетии их насчитывалось уже 22.
Прошлый год вписал в историю новую страницу — два мощных тайфуна привели к наводнению и самому сильному в истории нарушению работы транспортной системы. Были разрушены сотни километров дорог. Энергетика, коммунальное, сельское хозяйства понесли большой урон. В результате чрезвычайной ситуации 85 сельхозпроизводителей потеряли урожай на площади порядка 7 тысяч гектаров.
«С учетом того, что это была ситуация федерального уровня, мы направили письмо, и президент нас поддержал. В данный момент просим поддержать наше обращение о выделении из Резервного фонда Правительства Российской Федерации 155 миллионов рублей на компенсирование ущерба. В Министерстве сельского хозяйства находятся все наши бумаги. Просим дать им ход и выделить необходимые денежные средства, чтобы мы могли компенсировать те потери, которые произошли в результате тайфуна», — заявил Олег Кожемяко.
Прямо во время заседания коллеги из Министерства сельского хозяйства России сообщили, что средства на компенсацию ущерба по поручению президента страны приморским сельхозпроизводителям будут направлены.
Еще одним важным вопросом стала передача в федеральную собственность части подъездных дорог к пограничным переходам на границе с Китаем. Об этом Олег Кожемяко говорил на заседании комитета СФ по экономической политике.
Глава региона отметил важность скорейшего ремонта подъездных путей к погранпереходам на границе с КНР. Решить проблему на региональном уровне не представляется возможным. Степень сложности и значимости объектов предполагает необходимость перевода ключевой автодорожной приграничной инфраструктуры в федеральную ответственность либо требует направления дополнительного финансирования из федерального бюджета для решения вопроса.
Следует отметить, что Приморье становится опорным регионом в происходящем «Курсе на Восток». Развитие портовых мощностей, логистики, перевалки грузов, рыбоводства и рыбопромышленного комплекса, туристской инфраструктуры и так далее — все это накачивает край конкурентными преимуществами, как в рамках России, так и в АТР. В то же время, Дни Приморья в Совете Федерации еще раз показали, что перспективные проекты и решения могут рождаться внутри региона. Итоги рабочей поездки показали главное — они могут не только рождаться, но и эффективно продвигаться в высоких кабинетах власти.