«Уничтожить все, что против нас»
Партизанская разведка была важным и надежным источником получения необходимой информации в том числе и о происходящем на временно оккупированной территории нашей страны. Данные в Белорусский штаб партизанского движения (БШПД) стекались примерно от 1200 разведчиков и около 19 тысяч связных.
— После создания в сентябре 1942 года БШПД туда стали поступать ценнейшие сведения с оккупированной территории БССР. Во многом они касались установленного врагом режима, а также преступлений нацистов и их пособников. В разведывательном отделе БШПД эти данные анализировали и оформляли в итоговые отчеты — разведывательные сводки. Их составляли в 7−12 экземплярах и отправляли во все важнейшие военные и партийные органы руководства. В ряде случаев в этих документах приводятся малоизвестные факты преступлений нацистов и их пособников против мирного населения. В фондах Национального архива Республики Беларусь хранится полный корпус разведывательных сводок за 1942−1944 годы, — отмечает заведующий отделом публикаций Национального архива Республики Беларусь кандидат исторических наук Святослав Кулинок.
Из донесенного разведкой в марте 1943 года стало понятно: немцы перешли к новой тактике в борьбе с партизанами. Они создавали пустынные зоны вокруг лесных отрядов: местных жителей, которых подозревали в связи с народными мстителями, беспощадно расстреливали, остальных выгоняли из домов и сжигали всю деревню. Незадолго до этого такую же тактику враги применили в ноябре 1942 года во время большой карательной экспедиции в район действия партизанских отрядов в треугольник Молодечно — Мядель — Свирь.
— Из сводки БШПД от 16 февраля 1943 года мы узнали, что оккупанты отправили туда 20 тысяч человек: немцев, финнов, литовцев и местных полицаев. В результате экспедиции сожгли 35 деревень со всем населением. Часть жителей сгорела живьем, часть — расстреляна, — рассказывает историк. — А в июне того же года за связь мирных жителей с партизанами полностью сожгли деревню Рябцы Минской области. Людей расстреляли.
Он отмечает, что в годы войны на территории БССР нацисты провели более 140 крупных антипартизанских карательных операций.
— Партизанское движение оккупанты рассматривали как удобную причину для осуществления плана по расчистке захваченных земель от местных жителей. Эту идею им подсказал сам Гитлер. На совещании в июле 1941 года он подчеркивал, что партизанская война дает возможность уничтожать все, что восстает против немецкой армии, — напоминает Святослав Кулинок.
Голых на снегу пытали шомполом
От коротких сообщений партизан-разведчиков стынет в жилах кровь. Всего в одном предложении сводки от 5 апреля 1934 года описана ужасная судьба почти 2 тысяч жителей Слуцка. В то время в городе вспыхнула эпидемия тифа. Лечили его немцы привычным им нечеловеческим способом: больных и тех, кто хоть как-то соприкасался с ними, сжигали на костре.
Не щадили фашисты белорусов любого возраста. В районе деревни Горьково Витебской области партизаны 23 марта 1943 года обнаружили две горы трупов, преимущественно — детей и молодежи. «Всего 137 человек гражданского населения, в том числе дети в возрасте от 3 до 6 лет. У многих руки были завязаны назад. Трупы обезображены до того, что невозможно установить их личность», — так описывали увиденное разведчики. В их записках, переданных в штаб, указанное количество сожженных домов в разных деревнях идет на сотни, убитых жителей — на многие десятки.
— В отдельных случаях их еще и пытали. Например, в деревне Колодино часть жителей уложили голыми на снег и пытали шомполами. После троих расстреляли. Все оставшиеся в живых колодинцы ушли в лес, — рассказывает историк.
Сохранилась в разведсводке и трагедия отдельно взятой сельской учительницы. Летом 1943 года каратели ворвались в деревню Теплень в 25 километрах от Слуцка, схватили работавшую в местной школе женщину и расстреляли. В ее квартире нашли под кроватью маленького сына. Один из немцев вытащил его за ногу, вынес на улицу и подбросил вверх, а второй в это время подставил винтовку со штыком — мальчик был проколот. Не избежал смерти и второй сын учительницы. Его отыскали на печке, закололи штыками и выбросили за забор.
О масштабах немецкой «машины убийств» местных жителей лучше всего скажут цифры из все тех же партизанских разведданных. Например, о том, что всего за две недели, с 12 по 28 февраля 1943 года, гитлеровцы сожгли деревни Новоселье, Рог, Дубровны, Копацевичи, Заглинное, Забродье, Величковичи, Осово, Домановичи, Ананчицы, Червоное Озеро и Писаревичи Старобинского района Минской области. Сгорело 1040 домов, расстреляны и заживо сожжены 2179 человек, из них 1160 — дети и подростки до 16 лет.
— Уничтожение сельских населенных пунктов Беларуси стало одной из наиболее распространенных форм реализации преступной политики нацистов и их пособников на временно оккупированной территории БССР. Архивистами Национального архива Республики Беларусь установлено, что в Брестской области за то время было уничтожено не менее 838 сельских населенных пунктов; в Витебской — не менее 3541; Гомельской — не менее 1454; Гродненской — не менее 308; Минской — не менее 1521; Могилевской — не менее 1655. Таким образом общее количество уничтоженных белорусских деревень на сегодняшний день составляет 9317, — уточняет Святослав Кулинок.
Городских жителей могли расстреливать целыми улицами. Так было в Барановичах в сентябре-октябре 1943 года. Примерно за две недели убили 9600 мирных горожан. Полностью «выкошены» улицы Пионерская, Комсомольская и Горького.
Многие сошли с ума
Иные выжившие в немецкой оккупации могли бы и позавидовать мертвым. Те, кого из БССР насильно увезли работать в Германию, бежали обратно — из-за невыносимого каторжного труда, голода и нечеловеческих издевательств. Некоторых рабов, правда, фрицы и сами возвращали на родину. Но в каком состоянии!
— В одной из разведсводок агентура Логойского РК КП (б)Б сообщила, что 6 октября 1943 года в Минск прибыло два эшелона инвалидов. Всех их привезли с фашистской каторги из Германии с заболеваниями туберкулеза, трахомы, травматическими повреждениями. В пути четверо суток — с 1 по 4 октября — они были без еды и воды, — рассказывает историк.
В Гомель 14 июля также прибыл особенный состав: в 95 вагонах были молодые люди, которых немцы вывезли в Германию из оккупированных территорий, чтобы выкачивать кровь для солдат вермахта.
— Ее у парней и девушек 1924−1925 годов рождения было взято так много, что в результате у них произошло обеднение мозга и многие сошли с ума, — приводит данные разведсводки Святослав Кулинок. — Несчастные были распущены по домам.
Благодаря партизанам мы также знаем, что немцы, скорее всего, пытались ставить эксперименты над целыми районами. Так, в октябре 1943 года они с самолетов сбрасывали на деревни порошок. В итоге много скота было отравлено, люди начали болеть. Созданная комиссия по расследованию происшествия предположила, что оккупанты экспериментировали на белорусской земле с порошкообразным ипритом.
| Елена ИВАШКО, газета «7 дней», фото из открытых интернет-источников.