В шлеме, по тротуару или запрет? Какие ограничения городские власти мира вводят для электросамокатов

На днях электросамокатам в Казахстане ограничили скорость до 6 км/ч на тротуарах. Другими словами, обгонять пешеходов казахам теперь не рекомендуется. Какие еще ограничения вводятся против владельцев средств персональной мобильности (СПМ) во всем мире и в Беларуси, разбиралась корреспондент агентства «Минск-Новости».

Казахстан

Проект закона разработан два года назад, но техрегламент для электросамокатов принят летом 2022 г. К электросамокатам, признанным теперь транспортным средством, относят средства передвижения, которые могут разгоняться до 25 км/ч. Двигаются электросамокаты по велодорожкам и обочинам без ограничений, однако по тротуарам — со скоростью пешеходного потока.

По мнению казахских депутатов, ограничение скорости на тротуаре обезопасит пешеходов. Кроме того, допускается движение СПМ по крайней правой полосе проезжей части, включая автобусную полосу. Водителю должно исполниться 18 лет, ему положено ехать в застегнутом шлеме и светоотражающей одежде и иметь права любой категории. На пешеходных переходах и перекрестках обязательно придется спешиваться.

К слову, эксперты по развитию транспортной инфраструктуры Казахстана выступили против перемещения СПМ по проезжей части.

Беларусь

Тем временем в Беларуси установлены следующие правила: горожане на электросамокатах и моноколесах обязаны передвигаться по велосипедной дорожке, при ее отсутствии — по тротуару или обочине дороги. Во всех случаях можно развить скорость до 25 км/ч.

Впрочем, и в нашей стране хотели бы внести ограничения для самокатчиков. Не так давно на заседании Мингорисполкома прозвучало предложение снизить допустимую скорость СПМ в центральной части города до 15 км/ч, в местах массового пребывания граждан и парках в пределах первого городского кольца — до 20 км/ч.

— В прошлом году было зарегистрировано 22 ДТП с участием средств персональной мобильности, — отметил на заседании начальник управления ГАИ ГУВД Мингорисполкома Сергей Бабич. — Это без учета происшествий между пешеходами и теми, кто передвигается на двухколесном транспорте.

Источник: Минск-новости

Неутешительная статистика, очевидно, и побудила Госавтоиспекцию задуматься о внесении поправок в Правила дорожного движения.

Скорость — это не единственное ограничение для пользователей СПМ. Чтобы повысить безопасность, водителям запрещается создавать препятствия для пешеходов. В том числе и оставлять электросамокаты на узких тротуарах, недалеко от пешеходных дорожек. Это препятствует свободному передвижению людей.

— Архитектурный облик Минска формировался не один десяток лет. Существуют участки улиц, на которых ширины тротуара недостаточно для того, чтобы организовать на ней велодорожку. В разрезе передвижения на средствах персональной мобильности это требует зонирования городской среды, — считает С. Бабич.

Россия

На то, что происшествия с участием электросамокатчиков участились, обратили внимание и в России. Например, сенатор Андрей Клишас предложил запретить владельцам и арендаторам СПМ ездить «где бы то ни было, кроме отведенных для этого мест». По мнению парламентария, таковыми могут быть парки, где для этих устройств есть специально выделенные дорожки, или частные поселки — с согласия собственников.

Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин считает, что самокатчикам нужно ограничивать скорость. Соблюдение скоростного режима Бастрыкин предлагает стимулировать введением ответственности для операторов сервисов аренды.

К разгоревшейся дискуссии присоединился и бывший советник губернатора Петербурга Артем Шейкин. Он предложил увеличить штрафы за нарушение ПДД водителями электросамокатов с 1 500 рублей в 10 раз.

Что касается очередных запретов, то для самокатчиков их уже активно готовят в Петербурге. Там появятся запрещающие знаки парковки в определенных зонах. Некоторые ограничения уже действует для арендных электросамокатов. Например, предельная скорость, запрет движения в определенных зонах, в том числе на Невском проспекте, Заячьем острове, в Летнем саду и Севкабель Порту. Там же будет запрещена парковка. На личные самокаты ограничения не распространяются.

А теперь посмотрим, как обстоят дела в Европе.

Источник: Минск-новости

Франция

В апреле 2023 г. во французской столице провели референдум. На нем жители Парижа высказались за запрет сервисов аренды электросамокатов. При явке избирателей в 7,4% и голосовании, которое носило консультативный характер, мэр Парижа Анн Идальго заявила, что будет руководствоваться мнением горожан. Поэтому с 1 сентября в городе аренда электросамокатов будет прекращена. Однако парижане могут продолжать пользоваться личными электросамокатами.

Как пишет «Фонтанка», во многие города Европы электросамокаты пришли примерно 5 лет назад, и в 2019—2020 гг. тоже вызвали волну тотальных запретов. Однако местные власти решили дать бизнесу шанс, между тем ввели правила вождения и определенные ограничения. Например, разрешали водить СПМ с 16 или 18 лет, вводили удостоверения на право управления или, напротив, обходились без них.

Специалисты утверждают, что европейские города сталкиваются не только с травматизмом среди самокатчиков, но и с большими сомнениями относительно целесообразности такого вида транспорта. В Париже поездки на электросамокатах дублируют маршруты, уже обеспеченные транспортной инфраструктурой. Пользуются прокатом в основном туристы и обеспеченные горожане, которым не жалко выложить за десятиминутную поездку 5 евро. Что касается экологичности, то она тоже вызывает вопросы, поскольку самокаты живут пару сезонов. После нужно утилизировать литиевые аккумуляторы. Да и добыча этого элемента вредит окружающей среде.

Великобритания

В Лондоне с конца 2021 г. запрещены частные электросамокаты из-за взрывов аккумуляторов. Их нельзя использовать на тротуарах и дорогах общего пользования, но можно на частной земле. В противном случае предлагается воспользоваться прокатом. Но и здесь не все так просто. Необходимы водительские права специальной категории. Нельзя ездить по тротуарам, но можно по дороге и велодорожкам. Скорость ограничена до 24,9 км/ч (15,5 миль/ч), в некоторых зонах до 13 км/ч (8 миль/ч).

Швеция

В Стокгольме с 1 сентября 2022 г. запрещено ездить на электросамокатах по тротуарам. Парковать их можно только в специально отведенных местах и запрещено на велосипедных и пешеходных дорожках.

Источник: Минск-новости

Германия

В Германии местные власти решили регулировать ситуацию сборами с кикшеринговых компаний, поэтому часть из них покинули рынок. Рекорд по сборам поставил Кельн. Там с одного самоката собирают до 130 евро в год. Наверное, не случайно летом 2021 г. в центре Кельна на дне Рейна нашли более полутысячи электросамокатов.

Италия

С 1 января 2023 г. власти Рима сократили количество операторов аренды электросамокатов с семи до трех. При этом скорость ограничили до 20 км/ч и до 6 км/ч — в пешеходных зонах.