В конце апреля в Узбекистане прошел референдум по конституционной реформе, серьёзно изменивший общественные порядки. Основной закон, не обновлявшийся с 90-х, стал совершеннее и «человечнее». Изменения затронули в том числе и сферу СМИ. «МК» узнал о том, что нового теперь будет в деятельности журналистов.
Для журналистов и СМИ Узбекистана референдум является важным событием. Среди изменений есть нововведения, которые касаются и деятельности блогеров и журналистов. Каждый гражданин теперь имеет право искать, получать и распространять любую информацию. Государство создаёт условия для обеспечения доступа ко всемирной сети интернет. Глава ХV Основного закона посвящается средствам массовой информации. Согласно статье 81, средства массовой информации свободны и действуют в соответствии с законом. Государство гарантирует свободу деятельности средств массовой информации, реализацию ими права на поиск, получение, использование и распространение информации. Не допускается цензура, как и вмешательство в деятельность журналистов, которое будет наказуемо в соответствии с законом.
О том, как будет выглядеть журналистика Узбекистана в будущем, «Московскому комсомольцу» рассказал ректор университета журналистики и массовых коммуникаций Ташкента, профессор Шерзод Кудратходжа.
«Медийное сопровождение реформ очень важно, — рассказывает ректор, — с тех пор, как в 2017 году к власти в Узбекистане пришел президент Шавкат Мирзиёев, у нас начался курс на новый Узбекистан. С новой экономикой, с новым образом жизни и другими приоритетами и ценностями. Но если об этом не рассказывать массам, то это будет работа одного человека. Именно поэтому и был организован Университет журналистики и массовых коммуникаций, потому что стране не хватало компетентных кадров — медийным сопровождением должны заниматься не популисты, не люди, поверхностно владеющие PR-технологиями, а профессионалы. Обычно другие страны могут привлекать для этого каких-либо специалистов. Для Узбекистана, имеющего богатейшую историю и мощный человеческий потенциал, это было бы непростительно, поэтому мы пошли по сложному пути и решили сделать это сами».
— В чём заключалась задача журналистов до референдума?
— Нам предстояло разъяснить людям, как много изменений было внесено в Конституцию Узбекистана. Она становится более совершенной, более жизненной, более народной, более приближенной к проблемам людей. Человек стоит в приоритете этих реформ и именно этим была обусловлена реформа. Например, теперь при задержании человек имеет право хранить молчание, его слова не могут быть обращены против него, он имеет право на защиту. Или взять хотя бы проблему сноса построек. Люди что-то строили своими руками, а потом это ломали бульдозерами. Это было актуально и также стояло во главе реформ, потому что люди лишались последнего. Личная неприкосновенность человеческого жилища, недвижимости, имущества — все эти изменения нужно было разъяснить. Героями роликов и сюжетных программ стали люди, которые рассказывали о своей жизни. Что было «до» и что они хотят видеть дальше. Это и молодые люди, которые видят себя в новом Узбекистане, и пожилые — каким они хотят видеть Узбекистан для своих внуков?
— В чём вы видите главную сложность работы с журналистами на таких столь сложных мероприятиях?
— Журналист должен всё пропустить через себя, через свое сердце. Нужны знания и квалификация. Когда ты хочешь что-то донести до своей аудитории, это не должно быть легкомысленно или «хайпово». Чтобы это было доступно людям, ведь человек по своей натуре очень консервативен и некоторые люди боятся перемен, особенно сейчас. Но мы живём в эпоху перемен. В Китае говорят: «Ты проклят, если живёшь в эпоху перемен». Сначала наше общество пережило развал Советского Союза, потом происходило становление независимого государства, сейчас реформы. Мы проходим тяжелый путь от советского наследия к рыночной экономике. Узбекистан имеет быстрорастущее, динамичное население — это порядка 37 миллионов, сейчас мы на втором месте в СНГ по количеству населения, а по рождаемости — на первом. Новая Конституция, и это мне нравится, имеет социальный аспект. Она близка к проблемам людей. Например, мы очень многодетный народ, а права детей должны быть обеспечены соответствующими законами. В этом отношении экономика страны активно развивается, но есть ещё много вопросов, которые предстоит решить. Сейчас наши журналисты очень быстро растут, они видят, как меняется мир, Интернет. Они очень мобильны, на сегодняшний день мы видим универсализацию журналистов: человек приходит, включает мобильную связь и выходит в эфир. Ему не нужен режиссёр или редактор. В этом плане наши узбекские журналисты могут конкурировать с любыми журналистами в мире.
— Как изменится работа СМИ после конституционного референдума?
— Теперь в Конституции прописано, что СМИ должны быть свободны, не должны испытывать проблем при получении информации, не должны подвергаться цензуре. Это даёт нам дополнительные гарантии, поскольку в советском прошлом во многих странах была цензура, определённые табу. На сегодняшний день мы говорим уже о реальной свободе слова, о плюрализме мнений. Это важный момент, который отражен в двух статьях нового закона. Я думаю, что в будущем на основе этих двух статей, и Университет журналистики готов предоставить своё экспертное мнение по этому поводу, может быть создан Медиакодекс. В Узбекистане есть Таможенный кодекс, Налоговый кодекс, Избирательный кодекс, а теперь пришло время появиться и Медиакодексу. Многие законы устарели, они из тех времён, когда ещё не было Интернета и глобализации, поэтому перед нами стоит задача создания кодекса, который бы чётко очертил создание правового поля в деятельности журналистов.
— Изменится ли после конституционной реформы подход к обучению студентов-журналистов?
— Мы меняемся каждый день. Это новый университет, на сегодняшний день мы имеем абсолютно новые направления в интернет-журналистике. Мы хоть и занимаемся классической журналистикой, но вместе с тем хотим, чтобы наши выпускники хорошо знали социальные сети, их работу и специфику. У нас абсолютно новые направления — социология, психология, медиаменеджмент, медиамаркетинг и медиадизайн. В этом году мы открыли новые направления: арт-журнализм, тревел-журнализм, ведь Узбекистан — это страна с более чем трёхтысячелетней историей. В мире появились блогеры, которые создают контент, который смотрит гораздо больше людей, чем традиционное телевидение. Вот я побывал в Афганистане, у меня был авторский проект, и его посмотрели пять миллионов. И это одно из моих самых больших достижений. Мы смотрим телевидение, но не знаем точно, смотрят нас два миллиона человек или нет. А на современных информационных площадках точно знаем, сколько людей нас посмотрели. Поэтому мы готовим кадры, соответствующие рынку труда.