Избирательные правоотношения включают широкий круг субъектов, одни из которых организовывают выборы (избирательные комиссии), другие избираются (кандидаты), третьи осуществляют контроль за законностью избирательного процесса (наблюдатели и представители политических партий) и другие лица, способствующие проведению справедливых выборов.
При всем при этом, мы не можем представить выборы без участия политических партий. Их участие на выборах формируют электоральное сознание населения. Они полномочны выдвигать кандидатов в Президенты, депутаты Парламента, местных кенгашей, непосредственно участвуют в предвыборной агитации и другие партийные задачи, заложенных в уставе и предвыборных программах.
Вместе с тем одним из задач участия политических партий на выборах — контроль за избирательной кампанией. На вопрос о том, что как осуществляется данная функция политической партии, ответ заложен в избирательном законадательстве.
В отличие от других субъектов избирательных правоотношений, именно уполномоченные политических партий регистрируются сразу же после объявления выборов. К примеру, в нынешних выборах президента ЦИК установила 3-дневный срок политическим партиям для того, чтобы представили соответствующие документы в ЦИК для регистрации уполномоченного представителя политической партии сразу же после объявления избирательной кампании. Далее в течении 2-х дней ЦИК регистрирует уполномоченного представителя, выдает ему свидетельства о регистрации (мандат установленного образца).
В выдаче мандата уполномоченному представителю может быть отказано в случаях, если:
- кандидат не достиг 18-летнего возраста или не является гражданином Республики Узбекистан;
- обращение не подано в течение трех дней после объявления досрочных выборов (в обычном порядке не менее чем за десять дней до выборов);
- по соответствующему избирательному округу кандидат от политической партии не зарегистрирован (применяется в отношении уполномоченных представителей для участия в подсчете голосов на избирательном участке);
- не представлены полностью документы.
Уполномоченный представитель политической партии наделен следующими полномочиями:
- участвует в заседаниях избирательной комиссии, при сдаче документов в избирательные комиссии, в том числе собранных подписных листов, проверке правильности заполнения подписных листов, подсчете голосов на избирательном участке;
- вправе знакомиться с протоколом участковой избирательной комиссии, в том числе получать заверенную копию протокола участковой избирательной комиссии.
Уполномоченный представитель политической партии также может присутствовать при подсчете голосов на избирательном участке при повторном голосовании.
Вместе с тем уполномоченный представитель политической партии не может вмешиваться в деятельность участковой избирательной комиссии, в том числе в опечатывание, вскрытие избирательных урн и подсчет голосов.
Следует отметить, что уполномоченные представители политических партий должны иметь при себе документ, удостоверяющий личность, документ от политической партии и мандат соответствующей избирательной комиссии.
Срок деятельности уполномоченного представителя политических партий заканчивается со дня опубликования в печати информации об итогах выборов.
Следует отметить, что проведение честных, справедливых и законных выборов важную роль играют политические партии в лице их представителей в избирательных комиссиях. Поэтому их деятельность всегда была и остается в центре внимания международных наблюдателей. Считаю, что национальное избирательное законодательство при установлении статуса уполномоченного представителя политической партии полностью учитывал требования международных стандартов в области выборов.
Сахипжамал Джолдасова, эксперт, доктор юридических наук.