— Алексей Игоревич, какие знаковые события и значимые решения в направлениях депутатской работы в этом полугодии Вы могли бы выделить?
— Мы довольно плотно отработали этот период, более того, последние месяцы вышли на режим работы, включающий в себя два заседания сессии краевого парламента в месяц, это довольно плотный график, комитетам пришлось рассматривать проекты нормативных актов оперативнее. Но, наверное, на сегодняшний день это единственно возможный формат, в котором должны приниматься решения, многие из них касаются не требующих отлагательств вещей. Например, мы принимали меры поддержки села, выделяли дополнительных средства в размере около 40 миллионов рублей хозяйствам, занимающимся производством молока. Дополнительные меры поддержки были приняты в отношении семей участников СВО. В частности, речь идет о предоставлении им бесплатной юридической помощи. Совместно с экономическим блоком правительства края ряд решений касались помощи бизнесу, причем разных его сфер и отраслей. Одно из таких решений касалось применения специальных налоговых режимов для предприятий, которые вкладываются в развитие социальной инфраструктуры в территориях своего присутствия, особенно — на севере региона.
Завершающий политический цикл характеризует активное использование выездного формата работы. Все комитеты отработали по своей повестке не только в кабинетах Законодательного Собрания, но и с выездом в районы края, что дает возможность более широким кругом провести обсуждение наиболее значимых вопросов. Комитет по строительству, ЖКХ и вопросам ГО и ЧС, например, накануне пожароопасного сезона провел выездное заседание в Сухобузимском районе, в Железногорске мы рассмотрели вопросы подготовки кадров в области наукоемких инновационных технологий, в Уяре — подготовку кадров для села, в Шарыповском муниципальном округе и в Ермаковском районе — развитие туристического кластера. В Норильске депутаты инспектировали, как исполняется постановление Законодательного Собрания о реализации комплексного плана социально-экономического развития заполярного города.
Такой формат означает, что представители территорий, муниципальной власти, бизнеса и социального сообщества заинтересованы в решении того или иного вопроса, могут принимать участие в формировании решений краевого парламента.
— Какие еще законы, принятые парламентариями в этом полугодии, Вы бы отметили особо?
— Традиционно в связи со структурой бюджета, где социальные расходы составляют львиную долю и значимостью этой сферы, значительная часть работы была посвящена образованию, здравоохранению, социальной политике. Был изменен порядок расходования средств материнского капитала в региональной его части. Напомню, в Красноярском крае за рождение третьего ребенка осуществляется единовременная выплата, сейчас она составляет почти 168 тысяч рублей. Мы добавили еще одну возможность расходовать эти средства, направить финансы теперь можно на образование ребенка — среднеспециальное, высшее, если он обучается на платной основе, даже некоторые специальные сертифицированные курсы, например, компьютерной грамотности, иностранного языка тоже могут быть оплачены за счет этих средств. Причем, если в семье рождается третий ребенок, и она получает право на соответствующую выплату, деньги можно израсходовать на образование старшего брата или сестры в семье. Также мы сделали более доступным получение жилищного сертификата для детей-сирот. В Красноярском крае создана сбалансированная и объемная программа мер поддержки членов семей участников СВО. Например, мы принимали решение о приоритетном поступлении детей участников СВО в кадетские корпуса и Мариинские гимназии. Сегодня на федеральном уровне речь идет о поступлении в высшие учебные заведения. Ребята, которые находятся на передовой, защищают интересы и будущее страны, должны чувствовать, что их семьи получают все необходимые меры поддержки и сами могут рассчитывать на то, что смогут интегрироваться в мирную жизнь по завершению исполнения своего воинского долга. Этот вопрос точно находится в приоритете.
Важное решение касалось повышения зарплат работникам бюджетной сферы по всем отраслям. С учетом бюджетных возможностей этого года было принято решение, что уже с июля этого года произойдет повышение, раньше, чем планировалось — не осенью, а летом этого года. Была откорректирована сумма, не на 5,5%, как закладывалось зимой при принятии краевого бюджета, а на 6,3%.
Более того, мы понимаем, что решение о корректировке МРОТ, принятое по инициативе Президента России, будет отражено в федеральном бюджете 2024 года и, по мнению депутатов, должно будет повлиять на всю тарифную сетку бюджетников в крае. Нужно добиться того, чтобы повышение прошло по всем работникам бюджетной сферы, а это уже придется делать за счет бюджета края. Поэтому мы сейчас ведем довольно напряженную работу по формированию бюджета края на 2024 год с тем, чтобы эту задачу решить. Это связано с оценкой перспектив исполнения бюджета будущего года, объема средств, необходимых для того, чтобы профинансировать рост заработной платы по всем категориям работников бюджетной сферы. Сейчас с министерством финансов региона, отраслевыми ведомствами ищем ту модель, по которой край может это сделать.
— Алексей Игоревич, расскажите, пожалуйста, какие планы у парламента на предстоящий период? Над какими законопроектами предстоит работа?
— На самом деле до осени нам предстоит отработать еще летние месяцы, это время, когда основным направлением депутатской работы становится работа в округах, депутатский контроль. Сейчас реализуется масштабная реконструкция школ, подготовка образовательных учреждений к новому учебному году, идет дорожное строительство, ремонт объектов ЖКХ. Все это мы стараемся не пускать на самотёк, зачастую требуется персональная работа с подрядчиками, контроль за сроками заключения контрактов, организация общественного контроля. Например, что касается школы, здесь очень важно, чтобы директор школы, родительский комитет увидел ее не 1 сентября, когда у них могут возникнуть какие-либо вопросы по поводу ремонта. На всех этапах этого ремонта должен быть доступ, выстроено взаимодействие с подрядчиком, чтобы можно было контролировать процесс. Это не пустые слова, часто проектом требуются довольно глобальные изменения. Например, ситуация, когда проектировали замену полов, а оказалось, что конструкции между первым и вторым этажом деревянные и требуют полной замены, а это проектом не было предусмотрено. Менять или нет, как уместиться в оставшуюся смету и так далее, даже выбор цвета стен — все это немаловажно для школьного пространства. Нередко для того, чтобы это, казалось бы, элементарное взаимодействие организовать, требуется участие депутатов.
У нас продолжается работа в комитетах по ряду законопроектов, которые мы хотели бы вынести на первое заседание уже осенью этого года. Например, мы ведем работу с правительством края по законопроекту о земельном сертификате для многодетных семей, видим целесообразность расширения категории людей. Считаем, сверяемся с возможностями бюджета, работаем над этой инициативой.