В данный момент на белорусско-литовской границе по инициативе Вильнюса не функционируют два из шести пунктов пропуска — Шумскас (на белорусской стороне Лоша) и Твярячюс (Видзы). Эти погранпереходы использовались для пропуска легковых автомобилей, кроме того, в Видзах границу могли пересекать порожние фуры, а также пешеходы.
Корреспонденты Sputnik Беларусь съездили в пункт пропуска Видзы, чтобы узнать, какая там сейчас обстановка, как работает (и работает ли) сопредельная сторона и готовы ли белорусские пограничники оперативно отреагировать на призыв Вильнюса вновь запустить работу ПП. А еще поговорили с жителями приграничья — белорусского, литовского и латвийского — что они думают обо всем этом.
Остались только дворники
На ПП «Видзы» мы приехали утром. До закрытия этот погранпереход был единственным на всей белорусско-литовской границе, пройти который можно было не только на транспорте, но и пешком. За сутки границу здесь проходило до 1200 человек в обе стороны.
Сейчас в пункте пропуска тихо — настолько, что слышно только пение птичек, стрекотание кузнечиков и плеск рыбок в речке. Магазин duty-free, так популярный у литовцев, тоже закрыл свои двери.
Перед погранпереходом — ни одной машины, кроме личного авто сотрудников ПП. Кстати, если на нашей стороне пограничники остались, то на сопредельной никого, кроме дворников. Увидев нас, двое людей за кордоном, одетые по «гражданке» и разговаривавшие на русском, оживились и начали прибирать свою территорию.
Временно исполняющий обязанности начальника отделения пограничного контроля «Видзы» Сергей Юргелевич рассказывает, какие задачи выполняют белорусские пограничники в этом пункте пропуска.
«Наши функции здесь, конечно, немного изменились. Сейчас первоочередная задача — поддержание режима в пункте пропуска. Ведем наблюдение за флангами слева и справа, чтобы никто не пересек границу в пешем порядке в обход пункта пропуска».
Линия границы в пункте пропуска Видзы проходит по мосту через реку Дисна. Перед тем, как уехать, литовские пограничники оставили здесь бетонные блоки и колючее заграждение.
«В пункте пропуска Твярячюс пограничники Литовской Республики на данный момент не находятся. Периодически приезжают для проверки своих систем, целостности забора — колючей проволоки».
Страдают простые люди
Официальный представитель Полоцкого погранотряда Денис Глебко, в свою очередь, поясняет, что с 18 августа весь транспортный поток, следовавший в Литву через Видзы, был перенаправлен в соседние пункты пропуска. А большая часть военнослужащих отделения пограничного контроля «Видзы» была отправлена в Урбаны и Григоровщину для усиления.
«Следовало ожидать, что очереди на границе вырастут. Литовской стороне нужно было хорошенько подумать, стоило ли принимать такие решения, ведь страдают простые граждане. Мы готовы в любой момент вернуться к оформлению лиц и транспортных средств и никоим образом не сворачиваем свою деятельность и наши системы».
По словам офицера, белорусская сторона, анализируя выступления литовских, латвийских и в целом европейских политиков, заранее понимала, что Вильнюс закроет пункты пропуска. И готовилась к этому.
«Мы заранее перераспределили силы и средства, наше программное обеспечение, оборудование. Сейчас водители стоят в очередях, напряженность растет, потому что у всех договоры, контракты, сроки поставок. Если до нового года пункты пропуска не будут открыты, то затишья, скорее всего, не будет».
Безвиз как кость в горле
Денис Глебко отмечает, что безвизовый режим, который Беларусь ввела для жителей Польши и Прибалтики, как кость в горле для европейских политиков. Литва видит, как ее граждане охотно закупаются продуктами и топливом в нашей республике, ездят на оздоровление, посещают концерты и достопримечательности. Вполне вероятно, этим и продиктовано решение литовских политиков приостановить работу двух пунктов пропуска.
«Накануне закрытия многие граждане с сожалением воспринимали новость, которая муссировалась в СМИ», — продолжает он.
«Готовы ли белорусские пограничники к полному закрытию границ?» — интересуемся.
«Если с их стороны будет принято такое решение, понятное дело, в одностороннем порядке Беларусь не сможет оформлять и пропускать лиц через границу, потому что они должны быть оформлены и сопредельной стороной. Значит, будем более усиленно охранять зеленую границу. Мы должны быть готовы ко всему».
С 7 утра в очереди
Еще две недели назад в приграничном поселке Видзы как минимум половина машин была на литовских номерах. Жители соседних заграничных населенных пунктов, таких как Тверячюс, Диджясалис, Игналина любили устраивать шоп-туры в Видзах, где за последнее время благодаря покупательской активности литовцев открылось немало торговых павильонов.
В одном из магазинов бытовой химии, где литовцы закупались шампунями, порошками и моющими средствами, признают, что поток покупателей ощутимо просел.
«Они же с 7 утра стояли в очереди, ждали, пока мы откроемся. Ездили каждый день, а теперь в объезд через Урбаны к нам уже никто не доезжает. И те, говорят, скоро закроют. С литовцами у нас была жизнь, а сейчас…», — не скрывает своего разочарования заведующая магазином Надежда.
К разговору присоединяются и ее коллеги.
«Раньше мы тоже ездили в Литву, в день даже по три раза бывало. Но это было раньше, до “короны”. Потом уже перестали давать визы белорусам — зато к нам стали больше ездить. Конечно, плохо, что закрывают границы, естественно, простым людям это не надо», — добавляют женщины.
Выручка упала на 3000 рублей
В центре поселка, возле популярного у путешественников костела Святой Троицы, расположились небольшие торговые ряды, в которых продается одежда и школьные товары. Владелица одного из магазинчиков Елена отмечает, что отсутствие литовцев в Видзах значительно отразилось на выручке.
«Немножко того брали, немножко другого. Больше всего у меня покупали одежду, обувь, трикотаж. То, что закрыли (пункты пропуска), для нас это очень плохо и до жути обидно. В Литве у меня сестра родная живет, раньше приезжала часто в гости, ну, а теперь ей придется делать круг через Латвию».
По ее словам, в полное закрытие границ в Видзах мало кто верит.
«Надеюсь, что остальные пункты пропуска не закроют. Это далеко не по-соседски, так нельзя», — подчеркивает Елена.
В «Копеечке», самом большом продуктовом магазине в поселке, дневная выручка из-за закрытия пункта пропуска упала на 3 тысячи рублей.
«Литовцы закупались у нас конфетами, шоколадками, чаями, сахаром, подсолнечным маслом, спиртными напитками, печеньем, сигаретами, крупами, консервами и даже носками. Из молочки очень хорошо брали глазированные сырки. Понятное дело, нам без них стало очень грустно», — эмоционально высказывается заведующая магазином.
«Нашим чиновникам нужно выдать по автомату — и пусть воюют между собой».
Несколько недель назад на литовской стороне появились предупреждающие таблички с призывами к гражданам не ездить в Беларусь, так как они могут стать потенциальной мишенью белорусских спецслужб.
«Не рискуйте своей безопасностью — не путешествуйте в Беларусь. Вы можете не вернуться. Поездка в Беларусь представляет опасность для жизни, здоровья и безопасности граждан Литвы», — гласила надпись на английском и литовском языках.
Несмотря на бесконечные предупреждения и угрозы от властей, жители Литвы не перестают ездить в Беларусь. И признаются: если границы не закроют, приезжать за всем необходимым в нашу страну будут и дальше.
За «поисками» литовцев отправляемся в Браслав — курортный городок на границе с Латвией, который после закрытия «Лоши» и «Видз» стал главным местом дешевого шоппинга для жителей Литовской Республики. Возле одного из магазинов подходим к мужчине, вышедшему из авто на литовских номерах. Римас — из Каунаса.
«Я дальнобойщик, на Россию 30 лет уже как езжу. Пока в отпуске, решил навестить друга в Браславе, заодно и залечить зубы в Полоцке. Это удовольствие у нас на 200−300 евро дороже. В Литве, как ни крути, цены выше: та же солярка в Беларуси в два раза дешевле».
О разговорах, ходящих в Литве по поводу закрытия границы с Беларусью, он, конечно же, слышал. По его наблюдениям, большинство жителей балтийского государства не поддерживает такой возможный расклад событий.
«Дурдом, одним словом. Наших чиновников заботят только их личные интересы, но никак не народа. Они сделают то, что им скажут в Брюсселе. Поставить бы их в наше положение. У нас в Пабраде есть большой полигон: всем чиновникам нужно выдать по автомату, по два рожка — идите воюйте между собой, если вы так хотите воевать. Народ точно не хочет», — заявляет Римас.
«А можно ругаться матом?»
Сергей и Денис — совладельцы фирмы ритуальных услуг в Даугавпилсе, везут из Латвии гроб с телом на похороны в Беларусь. О последних новостях знают из официальных источников. Убеждены, что власти их страны вполне могут пойти на решительный шаг закрыть границу с Беларусью, чтобы прекратить шоп-туры собственных граждан в нашу страну.
«А можно ругаться матом? Вы же знаете, кто у нас президент, этим все сказано. У нас же теперь все, как Америка скажет. На людей им начихать. Обычные люди против закрытия границы, мы наоборот готовы дружить с Беларусью, Россией. Наша Латгалия (одна из историко-культурных областей Латвии — Sputnik) раньше жила на одном транзите, через нас шли нефть и грузы. Сейчас уже ничего этого нет, железные дороги разбираются за ненадобностью».
Дмитрий, Снежанна и Елена приехали из Даугавпилса в Браслав на закупы. Границу они пересекают раз в месяц для того, чтобы до краев заправить машину топливом, купить продукты и алкоголь.
«Сегодня примчались, чтобы успеть затариться всем необходимым. Сперва заправили машину: если у нас один литр 95-го выходит 1,60 евро, то у вас — всего 75 центов. Даже с учетом таможенной пошлины и электронной очереди все равно выгоднее выходит. Что касается спиртных напитков, то в Беларуси они также намного дешевле. К сожалению, на человека можно провозить только один литр 40-градусного алкоголя, четыре литра вина и 16 литров пива», — с грустью отмечают латвийцы.
В данный момент на границе с Литвой для проезда легкового и грузового транспорта продолжают работать четыре пункта пропуска: Котловка (Лаворишкес), Каменный Лог (Мядининкай), Бенякони (Шальчининкай) и Привалка (Райгардас).
На белорусско-латвийской границе открыто два погранперехода: Урбаны (Силене) и Григоровщина (Патерниеки). На границе с Польшей для легковых авто действует один ПП — Брест (Тересполь), а для грузовых — Козловичи (Кукурыки).