Нам сообщили, что учебники разработаны на основании указа президента «Об утверждении Национальной программы по развитию школьного образования в 2022 — 2026 годах». В частности, документ содержит директиву «утверждение плана создания учебников, рабочих тетрадей и учебных пособий для педагогов». На основе этого был проведен конкурс и отобраны лучшие варианты.
В соцсетях был вопрос: дочка занимается по новому учебнику в третьем классе, но для этого нужны знания, которые должны были быть получены из новых учебников во втором классе, то есть, нарушена плановость внедрения новых учебников. На это специалисты ответили, что есть план постепенного выпуска и других учебников, просто начали с 3−4 классов. Сейчас уже изданы учебники для первых, вторых, третьих, пятых, шестых и седьмых классов, на следующий год все получат новые учебники и «неритмичность» исправится.
Самое главное, что учебники соответствуют мировым тенденциям в образовании, прошли сертификацию в Сингапуре и рассмотрены, но пока не сертифицированы, Финским альянсом — авторитетным органом по сертификации учебников.
Главное отличие новых учебников — творческое и креативное развитие школьников, обсуждение важных тем в диалоге с учителем, развитие разных полезных навыков, оценка учащимися различных ситуаций, мотивирование рассуждать и проявлять индивидуальность.
Также появляется простор действий для учителя, например, темы по математике содержат задачи разного уровня сложности, можно оптимально построить урок, давая сильным ученикам сложные задачи и наоборот. Плюс, повторим, прекрасная полиграфия, учебники привлекательные, хочется их разглядывать и листать. Также важно, что они освещают в правильном ключе темы гендерного равенства, буллинга, экологии и многие другие.
На вопрос, как можно было ошибиться в порядке букв в алфавите, — получен ответ, что это не строгий алфавит, а набор стикеров для вырезания и наклеек на предметы, поэтому буквы вообще могли бы идти вразнобой. Ответ удовлетворил бы, если бы все буквы были напечатаны вразнобой, но, факт, когда все буквы кроме двух стоят на своих местах, невольно вызывает мысли об ошибке или неаккуратности.
На наш взгляд, у министерства большая проблема в коммуникации, вокруг учебников все делается без объяснений, это порождает слухи и разговоры, что чиновники выдумывают всякие глупости, чтобы оправдать свое существование. Это, конечно, не так, это мнение надо переломить, но для этого нужно работать с людьми.
Недавно в некоторых школах начался эксперимент с 10-балльной шкалой оценок и новой методикой оценки знаний. Родители, учителя и ученики в ужасе, почему нельзя это все популярно и человеческими терминами объяснить? Ведь задумка наверняка полезная, надо же это довести до людей, да еще так, чтобы из критиков они превратились в амбассадоров.
То же и с ошибками в учебниках, соцсети бурлят негодованием и возмущением, и никто не вышел и не сказал: «Да, мы, министерство, виноваты, мы исправим. Давайте вместе поищем ошибки, какие у вас есть рекомендации и пожелания?». Это сразу бы изменило отношение ко всем ошибкам и к министерству.
Можно все учебники выложить в сеть для просмотра и поиска ошибок всем миром, это выигрышная фишка — за вас сделают работу и с точки зрения PR — только плюсы.
Главная, на наш взгляд, задача — изменить отношение к министерству с «опять они там что-то выдумывают» на «мы вместе будем внедрять интересное новшество».
Итог беседы: учебники отличные, ошибки будут исправлены, работа продолжается. Есть надежда, что новые учебники помогут взлететь нашему образованию, если только не будет новых ошибок..