«Пупсикъ» и советский сидр: как в царской России и СССР рекламировали еду

Порылись в «Бумажных сокровищах» — лавке с антикварными бумажными артефактами — и показываем несколько десятков этикеток, рекламных плакатов и других документов про самую разную еду и напитки, выпущенных с конца 19 века до середины 70-х годов 20 века.

До революции 1917 года

Реклама гастрономической лавки у стен Кремля, кефир в лепешках и романтичный конфект.

Кольская ягода морошка, рыба салакушка, маковое и ореховое масло — в 1834 году в Москве прообраз современой Lavkalavka располагался прямо у Красной площади. Ну и в целом это было очень важное место про еду: на Охотном Ряду, на месте современной гостиницы «Москва», располагалось множество лавочек с самое разной съестной снедью, владельцы одной из них и разместили это рекламное объявление.

Полезное решение для наших предков, поборников ЗОЖ: домашний кефир — быстро и «безъ всяких хлопотъ».

«Конфектъ» — это конфета. Судя по ее названию и изображению на обертке, покупали «Пупсикъ» по особому (и приятному) поводу.

СССР

От союза сталинского ампира с шоколадом до предка современного «Доширака».

Этикетка времен нэпа, середина 1920-х годов: вина, которые производились и разливались в Астрахани на фабрике Гейвандова, основанной в 1884 году.

Это коробка из-под печенья — пример оформления пищевых продуктов под очередное достижение советской власти: партия выпущена в честь открытия в 1939 году Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВСХВ, а далее и до наших дней — ВДНХ, ВВЦ и снова ВДНХ).

Еще одно юбилейное издание от Наркомпищепрома РСФСР — на этот раз шоколад, выпущенный к 27-й годовщине Октябрьской революции, то есть в 1944 году.

Очень редкий экземпляр сохранившейся упаковки конфет: на коробке помимо советского присутствуют флаги США и Великобритании, следовательно, примерная датировка выпуска — с момента окончания Великой Отечественной войны в мае 1945 года и до знаменитой «фултонской речи» Уинстона Черчилля, произнесенной им в марте 1946 года. Это выступление будущего премьер-министра Великобритании положило начало холодной войне СССР с Западом, после чего появление на советских товарах изображений «вражеских» флагов было просто невозможным.

Один из самых известных алкогольных брендов СССР — «Советское шампанское» — начали выпускать в 1937 году. На этом послевоенном рекламном постере главный праздничный напиток органично дополняет одна из семи московских высоток: построенное в 1949—1954 годах здание гостиницы «Ленинградская» на Комсомольской площади.

А здесь на упаковке конфет, выпущенной к юбилею Москвы, в качестве украшения выбран другой символ глобального преобразования города — Крымский мост, который был построен в ходе сталинской реконструкции Москвы в 1938 году.

Этикетка консервированных дальневосточных крабов, которые Советский Союз в больших количествах экспортировал, например, в США, создав для этого в 1928 году собственный крабовый флот. Дальневосточного краба добывалось так много (не только СССР, но и Японией), что его популяция в конце 1950-х стала стремительно сокращаться, а до этого времени крабы не только экспортировались, но и в огромных количествах продавались в большинстве советских магазинов, не считаясь дефицитом. С начала 1960-х годов крабы стали постепенно исчезать из продажи, став редким и дорогим деликатесом.

Икра, как и крабы, в СССР была также важной частью продуктового экспорта. Это рекламный плакат изготовлен Пятой московской литографией и помещен в альбом-портфолио, где собраны «экспортные» работы художников предприятия.

«Вот наверняка понравится вашей девушке печенье “Птифур”…» — «Отвяжитесь, мамаша, — сквозь зубы процедил я. — Сколько раз говорить…» Знаменитый диалог из книги «Эра милосердия» братьев Вайнеров, по которой был впоследствии снят фильм «Место встречи изменить нельзя». Тот самый разговор Шарапова с буфетчицей, которая мешала ему вычислить и задержать в ресторане уголовника Фокса. А эта упаковка того самого популярного печенья «Пети-фур».

И рыба, и мясо — консервы из оленины, выпускаемые почему-то Министерством рыбной промышленности.

В 1947 году было в порядке вещей призывать советских граждан есть больше мороженого путем размещения соответствующего постера в журнале с гигантским тиражом — в «Огоньке».

Живописная, нарисованная профессиональным художником реклама краснодарского чая тоже размещалась в журнале «Огонек».

Разнообразие выпускаемых в СССР напитков не поражало, зато рецептуры некоторых из них поразили бы воображение самого продвинутого современного миксолога: обратите внимание на состав напитка «Юбилейный».

Единственное для большинства наших читателей свидетельство факта производства в СССР сидра — знаменитая сцена из мультфильма «Ну, погоди!», где волк не так чтобы удачно открыл в гостях у зайца бутылку с этим сильногазированным напитком. Но действительно выпускали — и вот как выглядел советский сидр.

Десертное белое вино, выпускавшееся в Туркменской ССР, — так мы узнали, что примерно в 1950-е годы существовало республиканское министерство вкусовой промышленности. А Эррик-Кала — это село в Туркмении.

Самый известный и до сих пор пользующийся популярностью на Западе отечественный продукт, это версия рекламного плаката для итальянцев, где перечислены главные достоинства «Столичной»: «Прозрачность, сладкий вкус и характерный приятный аромат».

Некоторые продукты того времени сегодня кажутся слегка экзотичными, как солянка из свежей капусты, в состав которой входят и огурцы, и животный жир.

С появлением в квартирах советских граждан холодильников и морозильных камер — их производство началось в конце 1930-х годов — в продаже стали появляться различные замороженные продукты. В условиях дефицита на свежие овощи и фрукты они пользовались большой популярностью у покупателей.

Эта бумажная полоска какое-то время служила упаковкой для хлебобулочных изделий. Хлеб просто оборачивали ей, не используя целлофан.

Рисованый эскиз кроя упаковки для кофе «Натуральный» — который, скорее всего, действительно натуральный, а не с добавлением ячменя, раз указано «В зернах».

Небывалый случай для советского продукта: в названии использовано иностранное слово, а сами эти мятные таблетки — то ли лекарство от кашля, то ли дальний родственник отечественной жевательной резинки, которую в СССР начнут производить только в середине 1970-х годов.

Дизайн этой упаковки хлебобулочного изделия «Соломка к чаю» за многие десятилетия почти не изменился — и сегодня ее можно найти в любом крупном магазине.

Очень насыщенная полезной информацией этикетка «Нарзана», экспортный вариант.

Целый килограмм варенья, этикетку для которого которого рисовал художник — похоже, большой поклонник импрессионизма.

Вариант советской «ссобойки» — с подробной инструкцией приготовления.

И еще одно очень редкое свидетельство советской гастроэпохи — чек из ресторана «Прага», открывшегося (сначала в виде трактира) на Арбате еще в 1872 году (закрыт в 2011 году). Из этого чека можно узнать, что кофе по-восточному стоил в 1963 году в ресторане почти в 9 раз дешевле ста грамм водки.

Плакат середины 1970-х годов, напоминающий своими психоделичными цветовыми решениями, что нарисован он был в эпоху хиппи.