Спустя 36 лет снова поставили оперу воронежского композитора про строительство флота Петром I

Один из премьерных показов пройдет на Адмиралтейской площади.

Воронежский театр оперы и балета воссоздаст оперу «Виват, Россия!» в новой редакции.

Это произведение воронежский композитор Геннадий Ставонин написал в 1986 году специально для нашего театра. Оперу поставили к 400-летию основания Воронежа и 25-летнему юбилею театра. Речь в ней идет о пребывании в Воронеж в 1696 году солдат Московского, Семеновского и Преображенского полков для строительства первого русского флота. На сегодняшний день именно опера Геннадия Ставонина «Виват, Россия!» может считаться единственным крупным полотном, посвященным личности Петра I и его деятельности в Воронеже.

И в год 350-летия императора театр вновь обратился к этой опере, чтобы представить ее зрителям в новой сценической редакции.

КАК БУДТО ПРО НАШИ ДНИ НАПИСАНО.

— «Виват, Россия!» стала первой оперой, с которой я стал работать, когда приехал в Воронеж. Это был очень интересный спектакль, который был призван стать визитной карточкой театра, его даже записали на ТВ. Правда, в 90-е запись была утеряна. Сейчас мы хотим сделать новый спектакль, потому что Воронеж не может не отреагировать на эту дату, ведь история флота тесно связана с историей нашего города, — отметил режиссер Александр Зыков. — Кстати, сейчас это произведение звучит даже сильнее, чем в прошлые годы. Чем больше вчитываешься, понимаешь, что Ставонин будто предвидел современную ситуацию. Такое ощущение, что написано сейчас, там даже есть слова «Разве ты не видишь, как Россия с колен поднимается!». И языком, который будет понятен — современно и доступно. Оно интересно и злободневно тем, что показывает, что бывает несколько правд — бытовая, политическая, у многих она своя. Кто третейский судья, который определит, кто прав? История. И она показала, что победила правда Петра.

Артисты, исполняющие роль Петра Первого отметили, что им очень интересно работать.

— Обидно, что музыка Ставонина неизвестна за пределами Воронежа. А ведь это очень интересный материал — современный. Композитор умело использует народную музыку, в лучших традициях оперы решены массовые сцены. А у Александра Зыкова такой метод работы, который сейчас редко бывает — с погружением в образы, не по верхам, мы видим, как из партитуры на глазах прорастает образ, — признался исполнитель Артем Борисенко.

— Каждый день мы открываем что-то новое и неожиданное, новые пласты. Когда в начале стали изучать партитуру, казалось, что это тяжело. Но сейчас понимаем, что по-другому было нельзя, — добавляет артист Федор Костюков.

Балетмейстер Денис Постоев подтвердил, что спектакль будет невероятно красивым, сложным и энергозатратным.

— Опера написана драматургически плотно, выписаны судьбы даже второстепенных персонажей, что редко бывает. Танцуют все — не только сам император, но и кордебалет. И при этом они поют. Очень живая, эмоциональная история и очень красивая, потому что за оформление отвечает художник Валерий Кочиашвили, а он не умеет делать некрасиво, — рассказал хореограф.

Режиссер добавил, что это будет не просто воссоздание — не музейный спектакль, это будет новая версия. Постановщики те же, а спектакль — новый.

— Первая версия по просьбе композитора была внешне натуралистической. Каждый гвоздь был на месте. В новой редакции будут современные отсылки. Наложение нескольких планов, например, в сцене гадания жены Петра Евдокии на соперницу. Мы переплели образы ворожбы и сон Петра, некий мистический ход, который украсит постановку. Спектакль будет не статичный, это как кино, — приоткрыл завесу тайны режиссерской кухни Александр Николаевич. — Петр за четыре месяца построил флот, символично, что мы за четыре месяца поставили спектакль.

ОДИН ИЗ ПОКАЗОВ ОПЕРЫ ПРОЙДЕТ НА АДМИРАЛТЕЙКЕ.

Дирижером-постановщиком выступил Юрий Анисичкин. Над хоровыми партиями работает хормейстер Ольга Щербань.

Премьера в театре пройдет 20 и 21 мая.

А 28 мая спектакль покажут тысячам воронежцев на улице! Массовое представление пройдет в рамках большой праздничной программы 350-летия Петра. Сцену поставят непосредственно на месте, где зарождался флот — на Адмиралтейской площади, между «Гото Предестинацией» и Успенским храмом. Авансценой станет место, где установлены пушки.

— Мы хотим, чтобы спектакль увидели как можно больше воронежцев и поняли, что опера доступна! — добавил режиссер.

А пока в театре можно посмотреть выставку, собранную из архивных фотографий, запечатлевших премьеру «Виват, Воронеж!» в 1986-м.