Эксперт предложил внести в Конституцию норму о гарантиях доступа к достоверной информации о состоянии экологии

Узбекистан, Ташкент — АН Podrobno.uz. В Конституцию необходимо внести норму о гарантиях доступа к достоверной информации о состоянии экологии и охраны окружающей среды, а также ходе работ по ее улучшению, считает доктор социологических наук Азамат Сейитов.

Источник: Podrobno.uz

По его словам, в действующей Конституции есть статья 50, которая гласит, что «граждане обязаны бережно относиться к окружающей природной среде», однако в современных условиях этого явно недостаточно.

— Не надо быть ученым, чтобы видеть очевидный факт, что экологическое состояние нашей страны, к сожалению, вызывает крайнее беспокойство. Мы видим, как постепенно загрязняется почва, воздух и вода. Страдает природа от сельского хозяйства, нерегулируемого выпаса скота, интенсивного сбора кормовых и другой хозяйственной деятельности человека. Более того, Центральная Азия, вследствие чрезмерного использования агрохимикатов, отвода огромного количества поливной воды из двух рек, которые питают наш регион, и хронического отсутствия водоочистных сооружений являются одними из факторов, которые вызвали огромные проблемы со здоровьем и окружающей средой.

Опустошение окружающей среды в Узбекистане лучше всего иллюстрируется катастрофой Аральского моря. Из-за утечки Амударьи и Сырдарьи для выращивания хлопка и других целей то, что когда-то было четвертым по величине внутренним морем в мире, сократилось до того, что появились новые Аралкумы. А это вызвало сильные штормы соли и пыли с высушенного морского дна, нанося ущерб сельскому хозяйству и экосистемам региона, а также здоровью населения.

Опустынивание привело к крупномасштабной гибели растений и животных, потере пахотных земель, изменению климатических условий, истощению урожаев на обрабатываемых землях, которые остаются, и уничтожение исторических и культурных памятников. По сообщениям, каждый год многие тонны соли перевозятся на расстояние до 800 километров.

Эксперты утверждают, что солевые и пыльные бури в Аральском море подняли уровень твердых частиц в земной атмосфере более чем на 5 процентов, что серьезно сказалось на глобальном изменении климата. Однако катастрофа Аральского моря является лишь наиболее заметным индикатором разрушения окружающей среды.

И проблемы, связанные с охраной окружающей среды, обостряются с каждым днем не только на территории Приаралья. На глазах одного поколения существенно изменился климат и погода во всех регионах Узбекистана. Серьезные проблемы, такие как изменение климата, аномальная погода, загрязнение воздуха, не оставляют сегодня без внимания каждого из нас. Если вы завтра прочитаете о том, что на Ташкенте разве вы удивитесь? Будьте честны перед собой, скорее всего, Вы купите еще одну пачку медицинских масок, чтобы защитить свое дыхание.

Это показывает, что прошедшая пыльно-песчаная мгла стала тем триггером, который заставил все население нашей страны по-другому относиться к изменению климата. На сегодня можем выделить, что формирование нынешних пыльных бурь начинается на территории соседних стран, постепенно распространяясь на центральные и южные регионы Узбекистана.

У нашей страны есть еще возможность не захлебнуться в этих песчаных бурях. Но действовать надо здесь и сейчас, не откладывая на потом. Поэтому, важно, на мой взгляд, воспользоваться историческим шансом и закрепить в Конституции норму, гарантирующую право каждого гражданина на безопасную окружающую среду. В этом случае такого рода деятельность станет конституционной обязанностью не только каждого государственного органа, но и общественности в целом. На сегодня в действующей Конституции есть статья 50, которая гласит, что «граждане обязаны бережно относиться к окружающей природной среде». Думаю, этого явно недостаточно и никак не отвечает современным требованиям.

Уже сегодня мы видим деятельность государства в этом направлении. Так, на сегодня основным документом, который получил поддержку народа на выборах 2021 года, является Стратегия развития Нового Узбекистана на 2022−2026 годы, в котором содержится цель 79 «Предотвращение имеющихся экологических проблем, наносящих вред здоровью и генофонду населения» и цель 80 «Защита экологии и окружающей среды, улучшение экологического состояния городов и районов, реализация общенационального проекта “Зеленый край” (Яшил Макон).

В нем содержатся четкие задачи по:

  • выдвижению инициатив в области окружающей среды на международной арене, включая разработку Всемирной экологической хартии;.
  • совершенствованию механизмов оценки уровня загрязненности окружающей среды, наблюдение за окружающей средой, прогнозирование уровня ее загрязненности, постоянное обеспечение информацией государственного экологического контроля, осуществление мониторинга за состоянием загрязняющих источников и их воздействием на окружающую среду;.
  • посадке не менее 200 миллионов саженцев деревьев ежегодно в рамках общенационального проекта «Зеленый край», налаживание системы аэробиологического мониторинга в 10 регионах республики в соответствии с инициативами данного общенационального проекта;.
  • доведение уровня сбора бытовых отходов до 100 процентов, их переработки — с нынешних 21 процента до 50 процентов в 2026 году;.
  • завершение работ по определению санитарно-охранных зон и прибрежных территорий 51 наземного естественного водного объекта (реки, малые реки и природные озера) по республике;.
  • превращение города Ташкента в комфортную для населения, экологически чистую зону, имеющую все условия для проживания, доведение уровня его озеленения до 30 процентов;.
  • Размах работ, просто впечатляющий. Необходимо признать, что работа в сфере экологии — это долгий и кропотливый труд, к тому же требующий больших временных и финансовых затрат. Очевидно, что «наскоком» такого рода проблемы не решаются, поэтому важно набраться терпения, а результат обязательно придет.
  • Также Узбекистан заинтересован и проводит соответствующую работу по отходу от прежней модели ресурсоемкой экономики, приводящей к увеличению расходов и снижению производительности, росту негативного воздействия на окружающую среду, перехода к модели, при которой экология становится двигателем развития, внедрению экономических механизмов в природопользовании.
  • Узбекистан также неоднократно затрагивал тему дефицита и загрязненности водных ресурсов, снижения качества питьевой воды, уменьшения площади ледников на Памире и Тянь-Шане, где формируется значительная часть водостока региона, загрязненности и деградации земель, резкого уменьшения биоразнообразия, ухудшения состояния здоровья и генофонда населения. Более того, данные проблемы имеют актуальное значение не только для Узбекистана, но и для всей Центральной Азии.
  • В связи с этим Узбекистаном принимаются целый комплекс мер, которые включают такие меры, как:
  • реализации политических решений в области укрепления регионального сотрудничества;.
  • совершенствованию нормативно-правовой базы в сфере охраны окружающей среды;.
  • разработке и приему программ и стратегий развития;.
  • осуществлению инвестиционных проектов:
  • организации научно-практических форумов с участием ведущих экспертов в области экологии.

В целях совершенствования питьевого водоснабжения и санитарии населенных пунктов, а также улучшения здоровья населения в стране принимаются решительные меры по усилению охраны источников питьевого водоснабжения от загрязнения и истощения, по обеспечению питьевой водой труднодоступных и отдаленных сельских населенных пунктов, по совершенствованию систем очистки промышленных и бытовых стоков городов и населенных пунктов.

За последнее время улучшено мелиоративное состояние более 2,2 миллиона гектаров орошаемых земель, почти на 10 процентов сократилась площадь земель с критическим уровнем залегания грунтовых вод. В результате интенсификации сельскохозяйственного производства, улучшения селекции и внедрения районированных сортов хлопчатника и зерновых колосовых культур, освоения современных агротехнологий происходят качественные изменения в аграрном секторе.

При этом в последние годы в Узбекистане уделяется особое внимание повышению эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения, в том числе с применением водосберегающих технологий.

В результате приведения механизмов государственной поддержки в соответствии с современными требованиями только в 2021 году водосберегающие технологии внедрены на площади 433 тысячи гектаров и общий показатель их внедрения составил 17 процентов орошаемых площадей. До конца 2022 года в рамках повышения эффективности использования воды планируется внедрение водосберегающих технологий на площади 478 тысяч гектаров.

Да, все это замечательно, и мы это видим. Но насколько эта работа скоординирована? Насколько она эффективна? Насколько эффективно и адресно используются колоссальные средства, которое выделяются из Государственного бюджета на эти цели. Все мы помним, с какой горечью говорил Шавкат Мирзиёев о фактах загубленных саженцев деревьев, которые погибли из-за халатного ухода за ними.

А значит кроме права на здоровую и комфортную окружающую среду в Конституцию, на мой взгляд, важно внести норму о гарантиях доступа к достоверной информации о ее состоянии и ходе работ по ее улучшению. Более того, уверен, что население страны поддержит норму о том, что бездействие отдельных нерадивых чиновников должно наказываться различного рода штрафами, которые должны пойти на возмещение вреда здоровью или имуществу граждан, причиненного экологическими правонарушениями.

Тем самым, наличие достоверной информации о реальном состоянии дел в экологической сфере не только будет повышать экологическую культуру граждан, но и будет способствовать более полной реализации принципа инициатор реформ — само общество. Это связано с тем, что наличие достоверной информации об окружающей среде находиться в прямой геометрической связи с пониманием идущих в экологии процессов, а значит выработки у граждан и их инициативных групп в виде ННО предложений по их улучшению.