Все уходит под воду: почему Красноярск топит дождевой водой каждый летний сезон

Корреспонденты «Комсомолки» разбирались в этом вместе с экспертами.
6фотографий

27 июня 2022 года красноярцы пережили погодный апокалипсис — мощный ливень с грозой и град обрушились на город. В результате погодных сюрпризов улицы Красноярска затопило: на Водопьянова автомобиль провалился в яму с жидкостью, полностью была залита улица 78 Добровольческой бригады, автобус № 88 наполовину покрыло водой, горожане оказались по пояс в луже. Вина здесь — некачественная работа ливневых канализаций. Корреспонденты «КП-Красноярск» разбираются вместе со специалистами, в чем причина неэффективной работы ливневок и как эту проблему можно решить.

Каждый раз одно и тоже.

В июне прошлого года мощный ливень накрыл Красноярск. По итогам — десятки утонувших машин, мусор, грязь и разбросанные автомобильные номера. Еще тогда произошло несколько показательных происшествий, которые должны были встревожить власть для работы над системой водоотведения. Думаем, все помнят обвал на улице 2-ой Огородной, в Солнечном и фонтан на Октябрьском мосту. Пострадали еще и торговые центры: в «Меге» на правобережье уровень воды на первом этаже поднялся на 10 см.

Этим летом все было также. Ливням удалось снова затопить Красноярск, причем дважды. 16 и 28 июня социальные сети заполнились видео о подтоплениях на Шумяцкого: машины не смогли проехать и сразу глохли, затопило даже подземные гаражи. На Водопьянова автомобиль провалился в воду. Еще один проблемный участок — ул.78-ой Добровольческой бригады: затоплены машины, водители по пояс в воде. В Солнечном дождь размыл склон, почему вся дорога оказалась в грязи. Городской автобус № 88 почти наполовину погрузился в воду.

Почему город оказывается под водой каждый сезон? И почему никто не берется решать эту проблему, которая остро встает летом?

Как устроена система водоотведения в Красноярске.

Как выглядит и из чего состоит система водоотведения в городе? Она делится на две структурные части:

— Левобережная система с выходом в левобережные очистные сооружения (ЛОС).

— Правобережная система с выходом в правобережные очистные сооружения (ПОС).

Специальные трубопроводы опускают на глубину для того, чтобы предотвратить процесс застоя воды. Когда на улицах и дорогах города собирается вода, она попадает в очистные сооружения — канализационно-насосные станции (КНС). Для очисток введены специальные нормативы. Процесс очищения состоит из нескольких этапов. Во-первых, механическая чистка на решетках, где удерживается нерастворимый мусор. Во-вторых, биологическая очистка, где воду перерабатывают с активным илом и насыщают кислородом.

Следом очищенная вода попадает в Енисей. Важно, чтобы в жидкости не было загрязняющих веществ. Процесс оказывается достаточно сложным, многомерным и ресурнозатратным.

Почему ливневые канализации не справляются?

Ливневые канализации справляются, но не так эффективно, как всем хотелось бы. Таких водоотводов в городе недостаточно. Как сообщили «КП-Красноярск» в департаменте горхозяйства, сейчас в Красноярске чуть больше 184 км сетей ливневой канализации, около 6 тысяч смотровых и дождеприемных колодцев, 60 септиков и 3 очистных сооружения. Этого недостаточно, поскольку нынешняя сеть ливневой канализации обеспечивает только 15−18% городских дорог.

Одной из веских причин отсутствия ливневок является природные особенности улиц. Например, на улице Красной армии имеет сложный рельеф, где есть проблемы с отведением дождевых и таловых вод.

Кроме того, здесь играет роль технически правильное расположение ливневых канализаций в городе. Кандидат технических наук и преподаватель кафедры автомобильных дорог СФУ Вадим Вячеславович Серватинский рассказал «КП-Красноярск» подробнее об этом.

Например, на улице Ленина в центре, где ливневка, после реконструкции, расположилась на проезжей части. По словам эксперта, это неправильно, поскольку водоотвод должен находиться возле бордюра тротуара. В один из годов в Красноярске выпал аномальный дождь и сформировался паводок. Сверху, в районе Красноярской краевой больницы, ливневые канализации заполнились водой. Аналогичная ситуация произошла внизу, на улице Белинского, 1. Вследствие этого два сосуда водоотведения наполнились и столкнулись, что привело к поднятию воды из ливневых канализаций.

Того же мнения о технологически неверных ливневках придерживается урбанист Аркадий Гершман:

— Для того, чтобы не было луж и потопов на дорогах, водоотвод нужно прорабатывать. Необходимо делать вертикальные отметки, чтобы вода именно стекала, а не стояла в трубопроводах. Именно про это чаще всего забывают при строительстве ливневок — отмечает урбанист в беседе с корреспондентом «КП-Красноярск».

По мнению эксперта, на ливневых канализациях попросту экономят. Так получается потому, что, во-первых, финансово дорого, во-вторых, сложно из-за необходимости переносить коммуникации.

Как решить эту проблему?

Если мы посмотрим на заграничный опыт, то мы увидим качество и эффективность, — рассказывает Аркадий Гершман. — Вода, стекая с крыш, сразу же попадает в дождеприемники. На улице они расположены не каждые 50−100 метров, как у нас, а каждые 10 метров, чтобы вода не разрушала благоустройство. В России такое не понимают и не принимают, делая, чаще всего, одно отверстие для водоотвода с ливневкой.

Как поясняет эксперт, считается, что вода, например с дворов и крыш, должна самотеком пойти до одного места отведения. Вследствие этого мы получаем летние потопы и грязные улицы. Даже после устранения последствий вода никуда не уходит. Однако в России все-таки имеется положительный опыт использования ливневок. В городах Калининградской области еще в 19−20 веках немцы построили системы водоотведения почти везде. Люди того времени понимали, что это — залог будущего. Вложенные средства в благоустройство будут работать максимально долго и эффективно.

В настоящем за рубежом популярна тема экодренажей. Вместо того, чтобы копать ливневую канализацию и уводить воду в трубу, люди стараются делать естественное озеленение. Чаще всего, таким образом делают на крышах зданий: высаживают озеленение, чтобы часть воды ушла в грунт и часть испарилась. В России такой подход начинает медленным темпом развиваться. Однако это только частная инициатива — коммерческий бизнес делает на крыше зеленую кровлю. Как отмечает Аркадий Гершман, это способ как экономии денег, так и развития города без ухудшения климата и жизни людей.

Другая инициатива, которую отметил урбанист — создание канав или дождевых садов. Принцип работы предельно прост: вода массово скапливается во время дождя, а впоследствии сама уходит в грунт. Однако такой подход можно применять в тех местах, где зимой нет ни солей, ни вредных реагентов. Дождевые сады распространены в странах северного климата, например, в Норвегии и Финляндии, где климат похож на наш.

Чтобы в Красноярске эффективно действовала система ливневых канализаций, необходимо модернизировать старые, уже построенные. Большая часть ливневых коллекторов была проложена во времена СССР, они изношены, даже несмотря на то, что часто проводят их ремонт. Кроме того, многие ливневки расположены исключительно на левом берегу.

Департамент городского хозяйства отмечает, что за последние 5 лет в Красноярске построили 5 км новой ливневки. Наиболее крупные проекты расположились на улицах: Алексеева, Ленина, Мира, Шумяцкого (от 9 мая до Мате Залки, Профсоюзов и Ястынская. Как можно увидеть, это все левобережная часть города.

В дальнейших планах, как сообщили в том же горхозяйстве, построить ливневые канализации на улицах: Обороны, Красной армии, Маерчака, Красной гвардии и Абытаевской. Ливневки строить сложно, особенно без глобальной реконструкции дорог. Все это — единая система, требуется постепенное решение и строительство. Несомненно, все новые дороги подвергаются капитальному ремонту и обеспечиваются ливневой канализацией. Проблема ливневых канализаций по-прежнему остается. Чтобы ее решить, Красноярску нужно построить как минимум еще 100 км коллектора ливневой канализации на существующих автодорогах.