27 июня 2022 года красноярцы пережили погодный апокалипсис — мощный ливень с грозой и град обрушились на город. В результате погодных сюрпризов улицы Красноярска затопило: на Водопьянова автомобиль провалился в яму с жидкостью, полностью была залита улица 78 Добровольческой бригады, автобус № 88 наполовину покрыло водой, горожане оказались по пояс в луже. Вина здесь — некачественная работа ливневых канализаций. Корреспонденты «КП-Красноярск» разбираются вместе со специалистами, в чем причина неэффективной работы ливневок и как эту проблему можно решить.
Каждый раз одно и тоже.
В июне прошлого года мощный ливень накрыл Красноярск. По итогам — десятки утонувших машин, мусор, грязь и разбросанные автомобильные номера. Еще тогда произошло несколько показательных происшествий, которые должны были встревожить власть для работы над системой водоотведения. Думаем, все помнят обвал на улице 2-ой Огородной, в Солнечном и фонтан на Октябрьском мосту. Пострадали еще и торговые центры: в «Меге» на правобережье уровень воды на первом этаже поднялся на 10 см.
Этим летом все было также. Ливням удалось снова затопить Красноярск, причем дважды. 16 и 28 июня социальные сети заполнились видео о подтоплениях на Шумяцкого: машины не смогли проехать и сразу глохли, затопило даже подземные гаражи. На Водопьянова автомобиль провалился в воду. Еще один проблемный участок — ул.78-ой Добровольческой бригады: затоплены машины, водители по пояс в воде. В Солнечном дождь размыл склон, почему вся дорога оказалась в грязи. Городской автобус № 88 почти наполовину погрузился в воду.
Почему город оказывается под водой каждый сезон? И почему никто не берется решать эту проблему, которая остро встает летом?
Как устроена система водоотведения в Красноярске.
Как выглядит и из чего состоит система водоотведения в городе? Она делится на две структурные части:
— Левобережная система с выходом в левобережные очистные сооружения (ЛОС).
— Правобережная система с выходом в правобережные очистные сооружения (ПОС).
Специальные трубопроводы опускают на глубину для того, чтобы предотвратить процесс застоя воды. Когда на улицах и дорогах города собирается вода, она попадает в очистные сооружения — канализационно-насосные станции (КНС). Для очисток введены специальные нормативы. Процесс очищения состоит из нескольких этапов. Во-первых, механическая чистка на решетках, где удерживается нерастворимый мусор. Во-вторых, биологическая очистка, где воду перерабатывают с активным илом и насыщают кислородом.
Следом очищенная вода попадает в Енисей. Важно, чтобы в жидкости не было загрязняющих веществ. Процесс оказывается достаточно сложным, многомерным и ресурнозатратным.
Почему ливневые канализации не справляются?
Ливневые канализации справляются, но не так эффективно, как всем хотелось бы. Таких водоотводов в городе недостаточно. Как сообщили «КП-Красноярск» в департаменте горхозяйства, сейчас в Красноярске чуть больше 184 км сетей ливневой канализации, около 6 тысяч смотровых и дождеприемных колодцев, 60 септиков и 3 очистных сооружения. Этого недостаточно, поскольку нынешняя сеть ливневой канализации обеспечивает только 15−18% городских дорог.
Одной из веских причин отсутствия ливневок является природные особенности улиц. Например, на улице Красной армии имеет сложный рельеф, где есть проблемы с отведением дождевых и таловых вод.
Кроме того, здесь играет роль технически правильное расположение ливневых канализаций в городе. Кандидат технических наук и преподаватель кафедры автомобильных дорог СФУ Вадим Вячеславович Серватинский рассказал «КП-Красноярск» подробнее об этом.
Например, на улице Ленина в центре, где ливневка, после реконструкции, расположилась на проезжей части. По словам эксперта, это неправильно, поскольку водоотвод должен находиться возле бордюра тротуара. В один из годов в Красноярске выпал аномальный дождь и сформировался паводок. Сверху, в районе Красноярской краевой больницы, ливневые канализации заполнились водой. Аналогичная ситуация произошла внизу, на улице Белинского, 1. Вследствие этого два сосуда водоотведения наполнились и столкнулись, что привело к поднятию воды из ливневых канализаций.
Того же мнения о технологически неверных ливневках придерживается урбанист Аркадий Гершман:
— Для того, чтобы не было луж и потопов на дорогах, водоотвод нужно прорабатывать. Необходимо делать вертикальные отметки, чтобы вода именно стекала, а не стояла в трубопроводах. Именно про это чаще всего забывают при строительстве ливневок — отмечает урбанист в беседе с корреспондентом «КП-Красноярск».
По мнению эксперта, на ливневых канализациях попросту экономят. Так получается потому, что, во-первых, финансово дорого, во-вторых, сложно из-за необходимости переносить коммуникации.
Как решить эту проблему?
Если мы посмотрим на заграничный опыт, то мы увидим качество и эффективность, — рассказывает Аркадий Гершман. — Вода, стекая с крыш, сразу же попадает в дождеприемники. На улице они расположены не каждые 50−100 метров, как у нас, а каждые 10 метров, чтобы вода не разрушала благоустройство. В России такое не понимают и не принимают, делая, чаще всего, одно отверстие для водоотвода с ливневкой.
Как поясняет эксперт, считается, что вода, например с дворов и крыш, должна самотеком пойти до одного места отведения. Вследствие этого мы получаем летние потопы и грязные улицы. Даже после устранения последствий вода никуда не уходит. Однако в России все-таки имеется положительный опыт использования ливневок. В городах Калининградской области еще в 19−20 веках немцы построили системы водоотведения почти везде. Люди того времени понимали, что это — залог будущего. Вложенные средства в благоустройство будут работать максимально долго и эффективно.
В настоящем за рубежом популярна тема экодренажей. Вместо того, чтобы копать ливневую канализацию и уводить воду в трубу, люди стараются делать естественное озеленение. Чаще всего, таким образом делают на крышах зданий: высаживают озеленение, чтобы часть воды ушла в грунт и часть испарилась. В России такой подход начинает медленным темпом развиваться. Однако это только частная инициатива — коммерческий бизнес делает на крыше зеленую кровлю. Как отмечает Аркадий Гершман, это способ как экономии денег, так и развития города без ухудшения климата и жизни людей.
Другая инициатива, которую отметил урбанист — создание канав или дождевых садов. Принцип работы предельно прост: вода массово скапливается во время дождя, а впоследствии сама уходит в грунт. Однако такой подход можно применять в тех местах, где зимой нет ни солей, ни вредных реагентов. Дождевые сады распространены в странах северного климата, например, в Норвегии и Финляндии, где климат похож на наш.
Департамент городского хозяйства отмечает, что за последние 5 лет в Красноярске построили 5 км новой ливневки. Наиболее крупные проекты расположились на улицах: Алексеева, Ленина, Мира, Шумяцкого (от 9 мая до Мате Залки, Профсоюзов и Ястынская. Как можно увидеть, это все левобережная часть города.
В дальнейших планах, как сообщили в том же горхозяйстве, построить ливневые канализации на улицах: Обороны, Красной армии, Маерчака, Красной гвардии и Абытаевской. Ливневки строить сложно, особенно без глобальной реконструкции дорог. Все это — единая система, требуется постепенное решение и строительство. Несомненно, все новые дороги подвергаются капитальному ремонту и обеспечиваются ливневой канализацией. Проблема ливневых канализаций по-прежнему остается. Чтобы ее решить, Красноярску нужно построить как минимум еще 100 км коллектора ливневой канализации на существующих автодорогах.