Что такое «регуляторная гильотина»? В 2019 году Правительство РФ утвердило план, помогающий снять избыточные требования к бизнесу. Реформа, направленная на сокращение административной нагрузки, и получила название «регуляторная гильотина».

В результате реформы в основу надзорной деятельности лег риск-ориентированный подход: чем более рискованную нишу занимает компания, тем вероятнее, что ей придется столкнуться с проверкой. При этом бизнес с низкими рисками к 2023 году будет полностью освобожден от административной нагрузки.

В 2021 году количество проверок снизилось в два раза по сравнению с 2019-м. К концу 2021 года проверки для малого и среднего бизнеса сократились в 4 раза: с 243 тыс. в первом полугодии до 62 тыс. во втором. Снижение продолжилось и в 2022 году.

По опросам представителей бизнеса, которые проводит Аналитический центр при Правительстве РФ, мораторий на проверки стал одной из наиболее востребованных и действенных мер власти для поддержки экономики.

Оспорить результаты проверки стало проще

10 марта 2022 года по всей стране ввели мораторий, который коснулся как плановых, так и внеплановых проверок бизнеса.

После окончания срока действия механизма власти откажутся от большинства проверок бизнеса на постоянной основе.

Исключение составляют отдельные виды контроля. В школах, детских садах и на опасных производственных объектах по-прежнему будут следить за санитарными и пожарными требованиями. Таким образом Правительство обеспечило баланс между снижением нагрузки на бизнес и минимизацией рисков угрозы вреда жизни и здоровью граждан, а также безопасности страны.

Одновременно с этим 15 апреля 2022 года заработала система контроля соблюдения моратория — цифровой сервис на портале госуслуг. Новый инструмент уже доказал свою эффективность. Он позволяет решать споры в досудебном порядке. Теперь, чтобы обжаловать действия контролеров, не нужно идти в суд и привлекать профессиональных юристов.

Когда формировалась логика сервиса жалоб, мы в первую очередь ориентировались на интересы малого и среднего бизнеса. Он максимально простой, удобный, интуитивно понятный, жалобу можно подать буквально в пару кликов. Таким образом, Правительство получает корректную обратную связь от бизнеса о проверках, так как контролеры на систему влиять не могут.

Дмитрий Григоренко
заместитель Председателя Правительства РФ

Заполнение формы через портал Госуслуг занимает не более минуты. Рассмотрение заявки в среднем занимает 12 дней. А если жалоба касается нарушения моратория на проверки, то сутки. Отметим, что такие прошения находятся на особом контроле Правительства.

Подпишитесь на нас