Учителей начальных классов и естественных наук не хватает в школах Хабаровского края

Привлечь молодых педагогов в малые населенные пункты удается лишь за счет стимулирующих выплат.

Источник: AmurMedia

В Хабаровском крае не хватает учителей начальных классов, русского и английского языков и естественных наук. Особенно остро этот вопрос стоит в малонаселенных городах и селах. Кроме того, в регионе наблюдается дефицит специалистов для работы с детьми с ограниченными возможностями, сообщает ИА AmurMedia.

Сегодня в Хабаровском крае в отрасли образования занято 24 тысячи педагогов и руководителей образовательных учреждений, среди них девять тысяч — школьные учителя. Однако в некоторых районах все же наблюдается дефицит кадров, и оставшимся педагогам приходится его восполнять за счет переработок.

В краевом министерстве образования отметили, что наиболее остро потребность в сотрудниках ощущается в небольших населенных пунктах. Например, в селе имени Полины Осипенко не хватает учителей начальных классов, английского языка и физики. Учитель математики нужен в поселок Маго Николаевского района, а в городе Вяземский ожидают появления учителя английского языка.

— Несмотря на то, что ежегодный прогноз дополнительной кадровой потребности удалось сдержать на уровне предыдущего года или немного его снизить, в регионе остается потребность в учителях русского и английского языков, математики, начальных классов, химии и биологии. Для работы с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ требуются психологи, логопеды, дефектологи, — пояснили в министерстве образования Хабаровского края.

Среди наиболее распространенных причин нехватки квалифицированных специалистов в ведомстве отметили естественное движение кадров в летний период. Другими словами, часть учителей по окончании учебного года переезжает, часть уходит на пенсию или в длительный отпуск, а другие просто меняют место работы.

Но таким образом ситуация обстоит далеко не во всех муниципальных образованиях края. В пресс-службе минобра уточнили, что уровень укомплектованности кадрами разнится от школы к школе, и дефицит — скорее исключение, нежели правило. Так, полностью обеспечены кадрами образовательные учреждения Верхнебуреинского, Ульчского, Комсомольского и ряда других районов Хабаровского края.

Имеющийся дефицит планируется восполнить за счет приезжих молодых специалистов.

— К началу нового учебного года ожидается прибытие около 400 молодых специалистов, 50 из которых — целевики. Для сравнения, в 2021 году в край приехали 382 человека. На сегодняшний день к работе приступили 95 человек. Планируется, что в целом отрасль будет укомплектована педагогическими кадрами, подчеркнули в министерстве.

Для удовлетворения кадровой потребности в школах, расположенных в отдаленных и труднодоступных районах реализуется краевая программа по предоставлению сберегательного капитала в размере 50 минимальных окладов. Параллельно реализуется программа предоставления образовательного кредита. Ежегодно за счет программ в краевые школы привлекается не менее 100 учителей.

Вместе с тем в регионе продолжается реализация федерального проекта «Земский учитель», по которой специалисты получают два млн рублей за переезд на Дальний Восток.

В 2020 — 2021 годах в край по выделенным квотам прибыло четыре педагога. В целях дальнейшего привлечения «Земских учителей» краю установлены квоты в 2023 году — 14 человек, в 2024 году — 24 человека.

В этом контексте стоит отметить, что средняя заработная плата учителей в крае за первое полугодие 2022 года составила 51 921 рубль.

Для закрепления в крае молодых педагогов реализуются меры их социальной и профессиональной поддержки. В частности, выплата повышающего коэффициента в размере 35 процентов от зарплаты в течение первых трех лет. Кроме того, специалистам выплачиваются так называемые «подъемные» в размере восьми должностных окладов.

В целом, в краевом минобре отметили, что несмотря на имеющийся дефицит учителей, благодаря краевым и федеральным мерам поддержки профессия постепенно набирает популярность. Возвращаются даже те, кто получив педагогическое образование, устроился после университета в другую отрасль.