Тест: сможете ли вы угадать картину Ван Гога По случаю 170-летия со дня рождения художника, мы составили тест для определения вашего чувства прекрасного
Фоторепортажи
10В Венеции почти пересохли каналы
14Выбраны лучшие подводные снимки года

Всего за этот период обновлено 217 учебников. О проверке их качества, о переизданиях к 1 сентября и совершенствовании механизмов учебного книгоиздания корреспонденту БЕЛТА рассказала заместитель директора Национального института образования по методической работе Людмила Романовская.

— Людмила Анатольевна, с 2015 года в образовательный процесс поэтапно внедрялись новые учебные пособия. Есть ли сегодня обратная связь об их качестве?

— В разработке учебных пособий участвовали ведущие ученые, методисты и лучшие учителя Беларуси. В системе отечественного учебного книгоиздания сформировалось несколько механизмов получения обратной связи о качестве учебных пособий. Одним из них является опытная проверка. Она хорошо себя зарекомендовала еще в советское время. Опытную проверку проводят учителя-практики: в течение года они работают с учебным пособием, анализируют его методический потенциал. Экспертные заключения участников опытной проверки обобщаются и анализируются, обсуждаются на круглых столах с авторами учебных пособий с целью их последующей доработки.

За период с 2016 по 2022 год опытную проверку прошли 109 новых учебных пособий. В ней участвовали 1042 педагога из 800 учреждений образования.

Помимо опытной проверки Национальный институт образования использует и другие каналы обратной связи: онлайн-анкетирование учителей и учащихся по вопросам качества учебных пособий и их использования в образовательном процессе; социальная экспертиза, то есть получение информации о качестве учебных пособий от потребителей — субъектов образовательного процесса — посредством обращений на национальный образовательный портал, в ходе мероприятий с участием авторов учебных пособий; изучение степени удовлетворенности учителей, учащихся и их законных представителей качеством учебных пособий в ходе республиканского мониторинга качества общего среднего образования.

Так, в онлайн-анкетировании по вопросам использования новых учебных пособий приняли участие более 171 тыс. учащихся и 50,5 тыс. учителей. С результатами анкетирования можно ознакомиться на Национальном образовательном портале в разделе «Новые учебники. Новые учебные программы».

— Какие учебные пособия переизданы к началу 2022/2023 учебного года? Какие изменения они претерпели?

— Учебные пособия переиздаются с определенной периодичностью, которая зависит от того, как часто они используются. Например, учебники, которые используются четыре раза в неделю, переиздаются через 4 года, если 2−3 раза в неделю — через 5 лет.

Целый ряд учебных пособий, которые разрабатывались в 2015—2016 годах, к 2022 году переизданы. Например, к 2022/2023 учебному году переизданы учебные пособия для 5 класса по «Искусству (отечественная и мировая художественная культура)» и «Человеку и миру». Это коснулось учебников для 6 класса по «Географии», «Беларускай літаратуры» и «Математике». Переизданы также «Алгебра», «Геометрия», «Физика», «Биология» для 7 класса и ряд учебных пособий по иностранным языкам.

При подготовке учебных пособий к переизданию особое внимание уделяется отбору материала, дидактических средств, способствующих реализации воспитательного потенциала учебных предметов с целью формирования у учащихся гражданственности, патриотизма, уважения к историческому прошлому нашей страны.

Большим воспитательным потенциалом обладают тексты учебных пособий, которые знакомят учащихся с выдающимися соотечественниками, рассказывают о достижениях Беларуси и тем самым способствуют формированию чувства гордости за свою страну.

Доработка коснулась не только текстового и иллюстративного материала, но и методического аппарата, дополнительных материалов, включающих в том числе информационные образовательные ресурсы.

Так, в переизданном учебном пособии «Искусство» для 5 класса предлагается доступное по QR-коду электронное приложение, которое включает богатый художественно-иллюстративный материал: изображения архитектурных сооружений, образцы изобразительного, декоративно-прикладного искусства, впервые включены фрагменты музыкального и киноискусства.

В доработанном учебном пособии по географии для 6 класса сокращена текстовая часть параграфов, часть текстовой информации переведена в схемы и графику, упрощено изложение учебного материала, добавлена новая рубрика с алгоритмами решения расчетных задач, исключена значительная часть дополнительного материала, сокращено количество географической номенклатуры.

С целью обеспечения системности изложения учебного материала содержание ряда параграфов в переизданном учебном пособии по биологии для 7 класса переструктурировано, в конце каждой главы введен раздел «Подведем итоги».

— Планируется ли совершенствовать механизмы учебного книгоиздания? Если да, то каким образом?

— Вопросы качества учебных пособий для учреждений общего среднего образования находятся на постоянном контроле не только со стороны Министерства образования, но и со стороны руководства нашей страны. С учетом результатов анализа, выявленных проблем обеспечивается работа по устранению недостатков и повышению эффективности функционирования системы образования.

Для широкого обсуждения вопросов использования в образовательном процессе обновленных учебных пособий проведены диалоговые площадки на базе областных институтов развития образования. Мероприятия прошли с участием министра образования Андрея Иванца и его заместителя Александра Кадлубая. В работе диалоговых площадок приняли также участие авторы учебных пособий, рецензенты, учителя, в том числе участники опытной проверки, методисты учреждений дополнительного образования взрослых, представители вузов. Общее количество участников составило около 400 человек.

На диалоговых площадках обсуждались вопросы о направлениях совершенствования программ и пособий по учебным предметам, методической поддержки учителей в условиях обновления содержания образования. Участниками поднимались вопросы о соответствии объема учебного материала для одного урока (количества изучаемых элементов) времени, отведенному на его изучение; упорядочении структуры и условных обозначений учебных пособий по предмету; разнообразии форм представления дополнительных материалов к пособиям на электронном образовательном ресурсе (с доступом по QR-коду); а также об издании учебных материалов для повышенного уровня изучения предмета на печатной основе.

На основании полученных предложений сформирован план мероприятий — дорожная карта — по повышению качества учебных пособий для учреждений общего среднего образования. Эти мероприятия носят комплексный характер и предполагают корректировку нормативных правовых и инструктивно-методических документов, совершенствование методической поддержки педагогических кадров, совершенствование механизмов национального учебного книгоиздания, пересмотр планов выпуска учебных изданий с учетом необходимости первоочередного переиздания учебных пособий, требующих существенной корректировки.

Все предложения, полученные в ходе диалоговых площадок, будут систематизированы и обсуждены на круглых столах с авторскими коллективами, на заседаниях предметных секций Научно-методического совета при Министерстве образования.

Более глубокому пониманию, что такое современный школьный учебник, каким он должен быть, будет способствовать работа постоянно действующего республиканского семинара, который с сентября 2022 года организует Национальный институт образования. Мы приглашаем к участию в семинаре авторов учебных пособий, рецензентов, участников опытной проверки, педагогов.

Светлана ПЕКАРЬ.

Реклама
Спасибо за обратную связь
О рекламодателе
Не интересует
Уже приобретено
Препятствует просмотру
Недобросовестная реклама
Подпишитесь на нас