Зачем хабаровские музыканты выходят играть на улицы города

Прогулки по Хабаровску в летнее время становятся особенно приятными.

И не только потому что в городе тепло, солнечно и зелено, но и потому что улицы наполняются творчеством. Повсюду можно встретить художников, танцоров и, конечно, музыкантов, которые играют в разных стилях и создают особую атмосферу.

Инструмент с человеческим голосом

Он всегда нарядный, в костюме и белой рубашке, словно только что выступал на большой сцене. Музыканта с виолончелью Михаила Куянова далеко не все знают по имени, но узнают многие. Летом его частенько можно увидеть на набережной стадиона имени Ленина. В такие моменты невозможно не остановиться и не послушать хотя бы несколько композиций. Большинство мелодий известные, но каждая — в неповторимой авторской аранжировке.

— Я комсомольчанин. Но довольно часто приезжаю в Хабаровск. Мне нравится играть здесь, — рассказывает Михаил. — Бывает, гастролирую и в других городах. Объездил уже, наверное, всю Россию.

Музыкой он начал заниматься в 26 лет. Сначала это было просто хобби. Но однажды решил выйти поиграть на улицу, и все изменилось. С тех пор прошло уже 12 лет. Теперь это работа, которой виолончелист посвящает себя полностью.

— Невозможно работать, допустим, на заводе и быть притянутым к музыке чуть-чуть. Нужно почти все свое время уделять ей, чтобы прогрессировать. Развивать технику игры, разбираться в аппаратуре, устройстве виолончели. Кстати, в разную погоду, с разными настройками она звучит по-разному, — считает Михаил. — Это прекрасный инструмент с очень красивым звуком, который напоминает тембр человеческого голоса.

Музыкант говорит, ему все равно, где играть: на сцене или на улице. Основной доход приносят выступления на праздниках, а открытые концерты становятся хорошей рекламой.

— Люди потом заходят на мой сайт, на страницы в социальных сетях. Так проще найти заказчиков, — отмечает виолончелист. — Одно из самых сногсшибательных выступлений было в Комсомольске-на-Амуре, в гараже. Такое классное помещение с камином. Там просили играть шансон, «Мурку». Но было весело.

Основной репертуар у виолончелиста, к слову, другой. Он исполняет адаптации рока, эстрадных композиций, неоклассику. Не раз к нему на улице подходили знакомиться, просили автограф. Говорит, что в перерывах всегда рад пообщаться со слушателями.

Человек-оркестр

— Михаил вообще молодец, он всякие прикольные «фишки» делает, даже гитарный дисторшн применяет, звучит классно! — оценивает коллегу трубач Виталий Зенков, которого тоже часто можно встретить в центре города.

Многие уличные артисты знакомы между собой и хорошо общаются. Уважают друг друга, стараются занимать места так, чтобы не перекрывать звучание инструментов товарищей и создавать гармоничную атмосферу.

Играть «на шляпу», как выражаются сами музыканты, выходят и начинающие, и уже опытные исполнители. Виталий, например, артист Дальневосточного академического симфонического оркестра Хабаровской краевой филармонии. Выступает там последние три года. А до этого 11 лет проработал в оркестре штаба Восточного военного округа.

— Я часто играю на улице. И не только в Хабаровске. В 2019 году ездил на фестиваль «Спасская башня» в Москве, в свободное время выходил играть на старом Арбате и в метро, — вспоминает трубач. — Конечно, такие выступления — это дополнительный доход. Но, когда идешь играть, лучше не думать: «Хоть бы кто-то что-то закинул в футляр». Как правило, ничего ты тогда не зарабатываешь. А когда думаешь о музыке, сразу появляется и грамотный слушатель.

Виталий частенько исполняет такие нетипичные для своего инструмента музыкальные произведения, как «I just called to say I love you», «Розовая пантера». Из-за этого людям порой кажется, что играет саксофон, и, подойдя ближе, они очень удивляются, что звучит труба.

— Бывает, горожане меня принимают за целый ансамбль, — смеется артист. — Потому что слышат всякий раз разный инструмент. А секрет прост — я применяю разные сурдины, у меня их шесть штук.

Музыка средневековья

— Я музыкант-самоучка. В теплый сезон, в основном, зарабатываю, выступая именно на улице. Не считаю себя профессиональным музыкантом, однако в будущем нацелен на серьезное продвижение в этой сфере, — рассказывает хабаровчанин Илья Попудрибко.

По вечерам его можно встретить на набережной возле утеса или рядом с Дальневосточной государственной научной библиотекой. Парень мгновенно привлекает внимание, ведь не так часто можно увидеть на улице человека в историческом костюме с волынкой.

— Я не ставлю для себя рамок, играю на слух на любых инструментах. А их у меня не два, и даже не десять. Чаще всего использую волынку. По всей Европе, если не ошибаюсь, около 65 разновидностей этого инструмента. У меня немецкая, средневековая, ее называют дудельзак.

Впервые играть на улицу Илья вышел больше пяти лет назад. Говорит, что у таких выступлений много плюсов. Один из главных — возможность видеть положительные эмоции зрителя. Деньги же считает, скорее, приятным бонусом.

— Это и открытая репетиция, и плацдарм для экспериментов с шоу-элементами, и просто постоянное взаимодействие с прохожими, что, несомненно, раскрепощает, придает уверенности, — замечает музыкант. — Естественно, мой необычный образ и инструмент привлекают внимание, люди часто спрашивают, что это за музыка. Я охотно рассказываю. Мне нравятся новые знакомства, иногда продолжаем общение и вне выступлений. Вообще интересных историй много. Например, как-то девушка попросила оставить автограф на руке.

Взгляд детей

Встретить на улицах города можно не только взрослых исполнителей, но и совсем юных. Правда, редко. Артисты ансамбля скрипачей «Рондо» хабаровской музыкальной школы № 1 объясняют, что обычно дети выступают только с разрешения своих педагогов.

— Наш художественный руководитель запрещает просто выходить на улицу и играть, — рассказала 13-летняя Мария Белова.

Но опыт уличных выступлений у скрипачки все же есть, на организованных концертах. Один из последних проходил на площадке фестиваля «Добрый Хабаровск» в День города. Там девочка играла с другой артисткой ансамбля, 12-летней Алисой Афанасьевой.

— Был праздник в русском народном стиле, мы выступали в национальных платьях. Людям нравилось, подходили, фотографировались, — делится воспоминаниями Маша.

— Такие выступления отличаются от игры на сцене. Там не чувствуешь настолько большой ответственности, — замечает Алиса. — На обычном концерте публика более подготовленная. Люди платят деньги за билеты и хотят получить то, что глубоко запало бы им в душу. А зрители на улице — просто прохожие, выступать перед ними не страшно. Стараешься сыграть так, как хотелось бы самой, для души.

Девочкам действительно есть с чем сравнивать. В их творческой копилке много выступлений. Одно из самых запоминающихся — поездка на зимний фестиваль в Сочи в стажерской группе симфонического оркестра Юрия Башмета два года назад. Там удалось поработать с признанными мастерами.