Кофейный ритуал. Кемеровчанин в 18 лет стал предпринимателем

В настоящее время у него 11 кофеен в Кемеровое.

Вадим Прощенко мечтал стать предпринимателем с 15 лет. После окончания школы решил попробовать себя в разных направлениях. Удачным стал кофейный бизнес. За девять лет, опираясь только на своё огромное желание, поддержку родных и друзей, он открыл в Кемерове 11 кофеен формата кофе с собой.

О том, какой путь ему пришлось пройти, с какими трудностями столкнуться, рассказывает собеседник kuzbass.aif.ru.

Хотел жить лучше.

Инна Сергеева, kuzbass.aif.ru: Вадим, как давно вы «дружите» с кофе? И какой кофе сами предпочитаете?

Вадим Прощенко: Вы удивитесь, но я кофе не пью уже больше двух лет. Предпочитаю воду. Кофейни — это один из моих проектов, которым я начал заниматься в 17 лет потому, что на тот момент он показался мне прибыльным и перспективным. Кофейни я открыл не потому, что люблю кофе, мне нравится организовывать сам процесс, людей, собирать команду, договариваться с партнёрами и поставщиками. Нравится движение. И даже сейчас я по-прежнему ещё в поиске своего дела. Кофейни — не конечная точка, а только начало. Это небольшой бизнес, хотелось бы заниматься чем-то более масштабным. Что это будет? Пока не знаю. Жизнь непредсказуема.

— Как и когда пришли к мысли открыть кофейню? С чего начали? С какими трудностями столкнулись?

— Я хотел быть предпринимателем с 15 лет. У меня мама — воспитатель детского сада, папа — водитель. Жили мы в небольшом посёлке Беловского района. Родители мне дали всё необходимое в воспитании, но я хотел жить лучше, в достатке и хорошо зарабатывать, обеспечить достойную жизнь не только себе, но и своим родным. Возможно, если бы я родился в богатой семье, всего этого не добился бы.

После окончания школы я переехал в Кемерово поступать в институт. Пока учился, попробовал себя в четырёх направлениях, ни одно не пошло. В то время я ещё не понимал, чем хочу заниматься, но зато приобрёл небольшой опыт ведения своего дела.

В 2013 году в одном из интернет-пабликов я случайно прочитал о том, что кофейный бизнес начинает набирать обороты, и решил действовать. Я видел, как сеть развивается, и понимал, что в Кемерове этого рынка практически нет. Мне помогла мама — взяла кредит 400 тыс. руб., плюс у меня были небольшие накопления (в период учёбы я подрабатывал спортивным тренером).

Первый год был очень сложным. Нет опыта работы в этой сфере, стресс от всего: начиная от найма персонала и заканчивая ведением переговоров, закупками. Вопросов уйма: с какими поставщиками работать, как взаимодействовать с партнёрами, нанимать людей, вести переговоры.

Труднее всего было с коммуникациями. У меня было мало опыта общения с людьми. Помню своё первое собеседование в качестве руководителя. Меня трясло от волнения. Не меньший стресс вызвало и первое увольнение. Это сейчас я вспоминаю обо всём с улыбкой, а тогда через всё это нужно было пройти и получить опыт.

— Как и у кого учились всему? Когда бизнес начал окупаться?

— Всему учился сам. Специального образования у меня нет. Обращался с просьбами к известным предпринимателям и бизнесменам, чтобы они поделились своим опытом. Они не отказывали, встречались со мной, давали советы. Я не боялся ошибок, действовал, анализировал, делал выводы. Чтобы чего-то добиться, нужно проявлять себя, быть открытым, заводить новые знакомства. Окупаться бизнес начал спустя четыре года. Возможно, это могло произойти и раньше, но, когда я открывал бизнес, у меня не было никакого представления о том, что такое рентабельность, обороты, планирование финансов. Всё это пришло с опытом.

Опыт, чутьё и интуиция.

— Откуда такая предпринимательская жилка и хватка, раз вы смогли без образования и должного опыта «раскрутить» сеть кофеен?

— Я думаю, всё так сложилось благодаря стечению многих факторов и обстоятельств. Во-первых, огромное желание жить лучше и открыть своё дело. Во-вторых, мой дед немного занимался бизнесом, и я наблюдал за ним. Занятия вольной борьбой помогли сформировать сильный склад характера, дисциплинированность и желание идти до конца в достижении целей. Всё зависит от самого человека и его желания.

— Сколько сегодня у вас кофеен? Как выбираете места для них?

— На сегодня у меня 11 кофеен. Пока они находятся только в Кемерове. Но планируем открыть также в Ленинске-Кузнецком и Белове. Найти место сейчас уже помогают опыт и интуиция, на старте были про счёты. За девять лет мы закрыли четыре кофейни. Сейчас место выбираю интуитивно. Например, одну из последних кофеен мы открыли на Лесной Поляне. Это спальный район города. Волновались, как всё пойдёт. Всё-таки не торговый центр. Однажды, гуляя здесь с женой, приметил место, где было много отдыхающих, мам с колясками, детей. Решил, что самое то. И не ошибся. Как правило, в приоритете оживлённые места. Ставку делаем на большие, красивые павильоны, чтобы к ним было удобно подъехать на машине, подойти мамам с колясками и зайти любому пешеходу.

— Расскажите о вашем ассортименте. Анализируете ли вкусы покупателей, чтобы ввести что-то новое? Что любят горожане больше всего?

— У нас 25 наименований кофе и пять объёмов: на разный вкус и желания. Меню обновляется раз в квартал, есть и сезонное. Зимой, например, это тёплые глинтвейны, летом — лимонады, айс-кофе. Есть перекусы, планируем расширить их ассортимент, чтобы человек мог не только выпить кофе, но и перекусить. Над меню всегда работаем, анализируем вкусы покупателей, добавляем что-то новенькое. Любят горожане классику: латте или капучино, а ещё что-нибудь нестандартное: чем больше в напитке разных слоёв, основ и сиропов, тем лучше.

— Как подбираете персонал? Какой он — идеальный бариста?

— Ограничений по образованию и возрасту у нас нет. Всегда достаточно посмотреть на человека и поговорить с ним минут пять, чтобы понять, наш он или нет. Человек должен быть открытым, энергичным, позитивным, лояльным и аккуратным, а остальному мы его научим. В нашем коллективе в основном студенты 18−23 лет. Сейчас ассортимент кофе у всех предпринимателей почти одинаковый, поэтому клиентов привлекать нужно чем-то ещё, в том числе обслуживанием. Это наша фишка: бариста активно взаимодействуют с клиентами, рассказывают про акции, интересуются, как дела. И это не навязывание, а искреннее общение.

Действуйте сейчас.

— Какие качества должны быть у руководителя, чтобы он смог успешно развивать свой бизнес и вести за собой команду?

— Нужно быть честным, ответственным, уметь держать своё слово и организовать работу так, чтобы команда шла вперёд. Без развития нельзя, необходимо постоянно анализировать свои действия, оценивать их, делать выводы. Всегда требую от себя быть порядочным и максимально добросовестным. Репутация в наше время играет очень большую роль.

— Насколько велика сегодня конкуренция в вашем сегменте? И какие, на ваш взгляд, ниши перспективны в Кузбассе?

— Конкуренция есть — и это хорошо. Значит, есть потребность в кофе, и она растёт. Мы зашли на этот рынок в 2014 году, когда он ещё не был таким насыщенным. И у нас хватило времени, чтобы здесь закрепиться. Сейчас сложнее: чтобы получать прибыль, стать заметным, сегодня нужно вложить в 10 раз больше, чем в то время, когда начинал я. И одной точкой уже не обойтись. Трудности связаны и с нестабильной ситуацией в стране, которая влияет на финансовое планирование. Но в целом бизнес — это всегда стресс. Если вы им занялись, нужно полюбить неопределённость: ты не знаешь, что будет завтра, через год или два. В Кузбассе для предпринимателей, конечно, есть работа. У нас в области всегда можно что-то улучшить, сделать качественнее и интереснее. Сейчас хорошо развиваются IT-технологии.

— Как думаете, сформировалась ли русская культура потребления кофе? И какая она?

— Я думаю, что пока нет, но определённый рост прослеживается. Люди начинают отходить от растворимого кофе и пить этот напиток в каких-то определённых местах. Например, по утрам перед работой. Для некоторых это уже целый ритуал: они заходят к нам в кофейню, берут чашечку кофе, откладывают в сторону телефон и наслаждаются напитком.

— Что можете посоветовать людям, которые хотят открыть своё дело?

— Во-первых, пробуйте заниматься этим как можно раньше, когда вам ещё нечем рисковать: нет семьи, детей. Не ждите подходящего момента. Поверьте, его никогда не будет. Начинайте здесь и сейчас — хотя бы пробуйте, чтобы понять, ваше это или нет. Возраст с 18 до 23 лет самый удачный, чтобы самоопределиться. Будьте открыты, заводите разные знакомства, ходите на мероприятия, развивайтесь — делайте что-то. Сидя на диване, ничего не добьёшься. Полюбите неопределённость и стресс. Это спутники бизнеса. Научитесь их правильно воспринимать. Будьте готовы к конфликтным ситуациям. Большую роль играют личностные качества, воспитание, манера общения с людьми. Над этим тоже нужно работать.