Специалисты метрополитена показали, зачем повышать тариф на проезд.
Двери в технические помещения подземки на каждом выходе из метро пассажиры почти не замечают. Снаружи они выглядят буднично и неприметно, внутри — бетонные бункеры с громадными вентиляторами. В жаркие летние месяцы один из них непрерывно работает, второй считается резервным. Помимо станционных, есть еще и тоннельные вентиляторы. Все 39 устройств обеспечивают обмен воздуха под землей. Их называют «легкими» метрополитена Новосибирска.
«Диспетчер электромеханической службы может запустить вентиляторы, как на приток, так и на вытяжку для обеспечения нормируемых параметров в пассажирских зонах. То есть это “легкие” метрополитена. Мы ими проветриваем всю линию».
Огромные вентиляторы за час перемешивают более 60 тысяч кубов воздуха. На платформе небольшой ветерок — не более 1,2 метра в секунду, а внутри бетонного бункера — оглушающий рев. Шум в метро — это не только электрички, но и непрерывный гул вентиляторов. Выключают их только в зимние месяцы.
«Сейчас готовим техническую документацию для проведения торгов, определения поставщика и поставки данного комплекта для модернизации. Такие вентиляторы у нас производит единственный завод в стране — Артемовский машиностроительный завод “Вентпром”. Все наше, импортного нет ничего», — говорит Алексей Мамонтов. Первый вентилятор новосибирской подземки уже разобрали для модернизации.
Работы начались в тупике ленинской ветки метро у станции «Заельцовская». В подземную вентиляционную шахту можно спуститься с бульвара на Красном проспекте. Там за бетонированной дверью — самый изношенный вентилятор Новосибирска.
«Почему с этого вентилятора начали? Его техническое состояние этого требует — радиальное биение по основному валу было и выработка большая — это могло привести к глобальной поломке. Этот вентилятор работает с 1992 года. Он такой единственный и запасного нет. Поэтому у него износ значительно больше, чем у остальных», — объясняет мастер Николай Андреев. Систему вентиляции планируют отремонтировать за зимние месяцы. На каждый из 39 вентиляторов уйдет по 15 миллионов рублей.
После ремонта и модернизации от старой системы вентилирования подземки останутся только корпуса. Вся начинка будет новой и автоматизированной.
«После модернизации этот вентилятор производительностью от 45 до 60 кубометров в секунду, будет давать до 80 кубометров в секунду, а в случае противопожарного режима — до 130. Это существенное улучшение конструкции. Во-вторых, можно будет составлять график работы вентилятора в зависимости от загруженности пассажирами — не обязательно его крутить на 80 кубов в секунду, если у нас мало людей, он понижает обороты».
Как заявляют в метро, весь ремонт системы вентиляции будут вести за счет собственных средств. На все потребуется чуть менее 600 миллионов рублей. Кроме того, напоминают на предприятии, нужно менять подвижной состав, рельсы и всю электрику. Часть расходов придется заложить в тариф. Напомним, о том, что проезд в метро будут повышать, предупредили в мэрии Новосибирска. Точную цифру пока не называют. Как сообщили в пресс-службе метрополитена, заявку на рост тарифа уже отправили в областной профильный департамент. Решение будет принято до нового 2023 года.