Ряд профессиональных сфер испытывают кадровый голод, среди них — рабочий персонал, строительство, медицина, производство, добыча сырья, продажи и другие. Изменит ли частичная мобилизация ситуацию на рынке труда?
В Калининграде сегодня, 27 сентября 2022 года, на вопрос собкора сетевой газеты Янтарный край ответила эксперт Наталья Данина:
— Рынок труда в марте-апреле уже проживал подобное состояние, вызванное началом проведения СВО и санкционным давлением, поэтому, скорее всего, мы увидим краткосрочное падение вакансий, сопоставимое с периодом начала весны. Вместе с этим среди работодателей и соискателей никто не сталкивался с ситуациями, вызванными частичной мобилизации. В пользу этого сценария можно отнести лишь то, как рынок труда пережил пандемию и события конца зимы — падения и достаточно быстрого восстановления.
В течение ближайших месяцев может случиться снижение числа открытых вакансий по причине полной перестройки работы HR-отделов в новых условиях частичной мобилизации, с которыми до этого момента никто не сталкивался. Это новая нормативная база (внешние указы, приказы по компании
Озвученный потенциал частичной мобилизации — 300 тысяч человек — условно когорта молодых людей 20−24 года и чуть в меньшей степени люди до 40 лет — это самые высокопродуктивные и работоспособные возрастные категории, которые находятся в дефиците в течение последних двух лет. Изъятие этой части трудоспособных ресурсов, безусловно, является дополнительной нагрузкой на рынок труда и фактором усугубления дефицита кадров. Но на фоне возможного сокращения числа вакансий это вряд ли отразится на уровне конкуренции за рабочие места, она останется на текущем уровне — 5−6 человек на место в целом по стране.
При этом если смотреть на отрасли, розничная торговля — ключевой участник рынка труда в плане массового найма — продолжит подбор в сохраняющихся условиях высокой текучести кадров. В нефтегазовой и остальных сырьевых отраслях — санкционное давление, скорее всего, будет еще сильнее. Но объем трудовых ресурсов, занятых в них, к счастью, не так велик, чтобы иметь большое влияние на рынок труда. Транспортная и логистическая отрасли продолжат активно развиваться за счет параллельного импорта и люди там тоже будут нужны.