Минскому троллейбусу исполнилось 70 лет. Как городская сеть стала одним из мировых лидеров

К юбилею столичного электротранспорта корреспондент агентства «Минск-Новости» исследовал троллейбусное движение и проследил путь от одного маршрута на проспекте до крупнейшей в мире сети.

6фотографий

Первый пошел

В ноябре 1949-го Совет Министров БССР принял постановление о строительстве в Минске троллейбусной линии. 4 сентября 1952 года состоялся пробный пуск троллейбуса. С 19 сентября на первом городском маршруте «Вокзал — Круглая площадь» началось регулярное движение «рогатых». В тот день на линию вышли пять машин, а проезд в новом виде общественного транспорта сделали бесплатным. Первому водителю троллейбуса Алексею Соколову в конце рейса торжественно вручили ордер на новую квартиру.

На столичных улицах 70 лет назад заработали троллейбусы модели МТБ-82Д, которые уже выпускал завод имени Урицкого в городе Энгельсе. Название «МТБ» осталось машине в наследство. До 1951 года их делали в столице СССР на секретном авиазаводе № 82 в Тушино.

М — «Московский», а ТБ — «троллейбус» от 82-го завода. В первое время после переноса производства в Энгельс с его конвейера продолжали сходить «москвичи». Так, минский троллейбус под № 1 имел заводской номер 49. Кстати, эти машины были синего цвета. Пассажиры входили через заднюю дверь и покупали у кондуктора талон, а выходили через переднюю.

В феврале 1953 года маршрут от вокзала был продлен до парка имени Челюскинцев, в 1955-м — до обсерватории. В 1957-м троллейбусы колесили по двум маршрутам: «Вокзал — Обсерватория» и «Аэропорт — Парк Челюскинцев». В часы пик добавлялся маршрут «Вокзал — Круглая площадь». В 1961 году в столице действовали уже шесть троллейбусных маршрутов.

В начале 1970-х в Минске завершилась эпоха «москвичей». Им на смену пришли легендарные ЗиУ. Старичка МТБ-82 под № 1, отработавшего 20 лет, отправили на покой. Только представьте, что он проехал по минским улицам 1 млн 83 тысячи 520 км, перевез 9 млн пассажиров! За столь значимые заслуги его водрузили на пьедестал в 1-м троллейбусном депо (ныне не существует, располагалось у пересечения современных проспектов Независимости и Машерова). «Первый» в прекрасной форме. В XXI веке даже успел сняться в российском фильме «Стиляги». Правда, в обновленной цветовой палитре. Сегодня увидеть его можно в Музее городского пассажирского транспорта.

В 1960-е на минские улицы вышли ЗиУ. На четыре десятилетия они стали основными тружениками. Первенцем в 1960-е был двухдверный ЗиУ-5: огромные окна до потолка, парные сиденья в два ряда, довольно широкий проход между ними. Водитель получил пневмоусиление руля. В 1970-е на маршруты вышли ЗиУ-682 — привычные минчанам трехдверные троллейбусы. Они прослужили в столице до начала XXI века.

С 1970-х на улицах Минска можно было увидеть непривычные троллейбусы без окон и дверей. Это гибрид! Троллейбус с возможностью автономного хода. Правда, достигалось это с помощью обычного двигателя внутреннего сгорания. Имя этим моделям — «КТГ», или Киевский троллейбус грузовой, а по-простому — троллейвоз. Еще 60 лет назад его создатели обратили внимание на отсутствие выбросов и тихую работу в ночное время таких «грузовиков». На деле все оказалось проще: электричество в те годы было дешевым, на бумаге выходила существенная экономия драгоценного топлива. Полюбили троллейвозы крупные столичные универмаги. Особенно удобно было подвозить в них текстиль. В такую машину вмещалось куда больше продукции легпрома, чем в простой грузовик.

После Союза

Уже в 1980-е троллейбусная сеть Минска стала второй по величине в мире, уступая лишь московской. Неудивительно, что подвижной состав нуждался в максимально быстром ремонте. Поэтому с 1970-х этим занялся завод «Белкоммунмаш». Позднее, после распада СССР, предприятие сумело наладить выпуск собственных троллейбусов: в 1992-м с конвейера завода сошла модель АКСМ-100, почти неотличимая от ЗиУ-682.

Через два года наладили выпуск сугубо белорусского троллейбуса АКСМ-101. Существенной разницей между ним и 682-м стало то, что тяговое высоковольтное электрооборудование вынесли на крышу и прикрыли металлическим кожухом. Наличие такого большого агрегата на крыше породило городскую легенду: в дождь, если вода попадет под кожух, в салоне «белоруса» можно получить удар током, если держишься за металлический поручень. Многие в нее поверили, а некоторые минчане первое время опасались ездить в таких троллейбусах и предпочитали подождать старичка ЗиУ-682, что придет следом. Долго эта легенда не прожила, а минчане оценили белорусскую технику и привыкли к ней.

В августе 2020 года в Москве окончательно ликвидировали существовавшую троллейбусную сеть. К счастью, Минск не повторил этой ошибки, хотя уже в этом веке и рассматривали вариант перехода на машины, не требующие контактной сети, например электробусы. Сегодня наша столица первая в мире и по протяженности троллейбусной контактной сети, и по количеству подвижного состава.

В 2022 году троллейбус вновь вернулся на главную улицу Минска, с которой начиналась его история, — на проспект Независимости. В 2002-м ликвидировано троллейбусное движение по проспекту от площади Независимости до площади Якуба Коласа. Вместо «рогатых» тружеников с 1 сентября 2002-го запустили автобусный маршрут № 100, который тогда доходил лишь до Академии наук. Спустя четыре года контактную сеть убрали с участка от площади Якуба Коласа до улицы Филимонова, а маршрут «сотки» продлили. В год своего 70-летия троллейбус вернулся на проспект Независимости. Правда, контактная сеть теперь ему не нужна. На 22-м маршруте «ДС “Карастояновой” — ДС “Лошица-2” работают троллейбусы с автономным ходом.