К маю будущего года подрядчик планирует закончить все сопутствующие пусконаладочные работы и заняться передачей технической документации городу.
Действующий сегодня главный городской коллектор был построен на рубеже 60-х и 70-х годов прошлого века. Однако уже к началу 80-х он перестал отвечать потребностям развивающегося Симферополя, и тогда было решено проложить новый тоннель. Работа началась в эпоху перестройки, но завершить ее не успели. Союз перестал существовать, а вместе с ним и мегастройка. Шахтеры успели проложить лишь 2,5 километра из 17.
Строительство нового коллектора в рамках Федеральной целевой программы развития Крыма началось в 2019 году. Его общая стоимость оценивается в 10,714 миллиарда рублей. Тоннель проходит от перекрестка улиц Ленина и Шмидта под руслом реки Салгир на глубине около пяти метров, выходит к Гагаринскому парку, поворачивает в сторону железнодорожного вокзала, затем тянется вдоль Евпаторийского шоссе до ГРЭС, сворачивает на улицу Монтажную, ныряет под трассу «Таврида» и выходит к очистным сооружениям у села Укромного. Общая протяженность подземного тоннеля составляет 17 километров 400 метров. Специалистам осталось пройти под землей последние 250 метров. На всем маршруте построено 35 шахт, 25 из которых уже полностью обустроены, остальные будут закончены в ближайшее время.
Шахты должны располагаться на поворотных точках трассы объекта. Дело в том, что под землей тоннель не может делать крутые изгибы, как на поверхности. Все повороты должны быть более или менее плавными. На поверхность шахты будут выходить двумя люками: один большой, железобетонный — для оборудования (вдруг что-то потребуется отремонтировать или прочистить), второй стандартный — для людей. Глубина шахт разная в зависимости от рельефа местности, но объект спланирован таким образом, что стоки везде пойдут самотеком без подключения дополнительного насосного оборудования. Пропускная способность составляет 40 тысяч кубометров в сутки.
Сейчас мы работаем на привокзальной площади Симферополя. Здесь будут два колодца, которые соединят с основной трассой коллектора. Должны были начать строительство два месяца назад, но город попросил нас подождать до завершения курортного сезона. На сроках окончания работы это не отразится.
Строительство велось микротоннельным комплексом в круглосуточном режиме со средней скоростью проходки 15 метров в стуки. Так что оставшиеся 250 метров специалисты проложат даже меньше чем за месяц. Внутри коллектора кольца из высокопрочного бетона, стены которых покрыты специальным полимером — с высоким коэффициентом скольжения, стойким к химическому воздействию. Это покрытие защитит бетон от разрушительного воздействия канализационных газов. Сами кольца настолько точно подогнаны, что смыкаются, как детали конструктора. Остается зазор буквально два сантиметра, который изолируют вручную.
Таким образом, внутри бетонного коллектора образуется монолитная пластиковая труба. Ее внутренний диаметр примерно до середины маршрута составил два метра, но в районе поселка Мирного сделан переход на кольца диаметром 2,4 метра. Это необходимо, потому что количество стоков по мере продвижения от центра к очистным будет возрастать.
Параллельно с завершением основной стройки подрядчик начал переключать все наземные объекты на новый коллектор. Эта работа продлится ориентировочно до мая будущего года. Затем строителям останется обустроить местность вокруг шахт, привести ее в первозданный вид и передать техническую документацию заказчику.
— Сегодня общая готовность объекта составляет 84 процента, — рассказал представитель службы заказчика Михаил Воинов. — Отставания от графика нет, мы уверены, что все будет сдано в срок.
Старый коллектор, который сейчас действует на пределе возможностей, останется в резерве. А построенный с заделом мощности новый обеспечит перспективу развития крымской столицы на ближайшие десятилетия.
Между тем.
Компания «Тоннельгеострой», ведущая строительство коллектора глубокого заложения в Симферополе, является подрядчиком сооружения нового тоннеля под горным массивом Ай-Петри, который обеспечит Большую Ялту питьевой водой. Из 5400 метров общей протяженности тоннеля строители уже прошли 3450 метров. Завершить объект планируется летом будущего года.