Власти Московской области скорректировали концессионное соглашение с компанией «МВС Груп» (оператор системы фиксации нарушений), следует из материалов на сайте областного правительства. «МВС Груп» обязалась в течение года с момента заключения допсоглашения нарастить парк комплексов с 1257 до 1837 стационарных камер, устанавливая не менее 50 приборов в месяц.
Концессия, о которой идет речь, стала одним из первых соглашений по развитию региональных систем фиксации нарушений. В 2016 году «МВС Груп» обязалась инвестировать в нее 4,94 млрд руб., установив и обслуживая более 1 тыс. новых стационарных комплексов. Мособласть выплачивает компании 233 ₽ с каждого оплаченного штрафа. В 2018—2019 годах было подписано несколько допсоглашений, в том числе по увеличению парка камер до 1,25 тыс. штук.
Наращивание парка комплексов предусмотрено нацпроектом «Безопасные качественные дороги», пояснили «Ъ» в областном министерстве транспорта и дорожной инфраструктуры (МТДИ), тогда как в Подмосковье количество стационарных приборов не менялось с 2019 года. «Расчет количества камер соответствует потребности области в закрытии аварийно опасных участков и снижении аварийности», — отметили там.
«МВС Груп» также внедрит, используя собственные средства (около 1 млрд руб.), новую систему управления региональным транспортным комплексом, которая свяжет все существующие подсистемы (управление светофорами, контроль за передвижением автобусов, троллейбусов, коммунальной техники
Объем средств, выделенных властями Подмосковья (концедент) из регионального бюджета в качестве платы «МВС Груп», в МТДИ «Ъ» не назвали. По данным ГИБДД, в 2020—2021 годах в области оплачено около 50 млн постановлений с камер, таким образом, компания могла получить не менее 10 млрд руб. только за два года работы. До недавнего времени 80% «МВС Груп», по данным Kartoteka.ru, принадлежало ООО «Системы безопасности», но с июля 2022 года владельцем 100% компании стала группа «Урбантех» — оператор московской системы фотовидеофиксации и разработчик интеллектуальных транспортных систем в Санкт-Петербурге, Нижегородской области и Дагестане.
Пересмотреть соглашение предложило областное правительство, рассказали «Ъ» в «МВС Груп». Первоначальные инвестиции, говорят в компании, еще не окупились, так как эксплуатация системы связана с «высокими операционными затратами», включающими работу инженерных и технических служб, круглосуточное бесперебойное обслуживание комплексов, регулярное перемещение их на новые дислокации
Мособласть по итогам 2020 года была лидером среди регионов по количеству штрафов с камер, напоминает эксперт по системам фотовидеофиксации Григорий Шухман, но в 2021 году уступила это место Москве (28,9 млн и 30,7 млн постановлений соответственно). После увеличения парка комплексов регион может снова получить лидерство, предполагает эксперт, при этом, в отличие от столицы, абсолютное большинство штрафов с камер в области — за превышение скорости (в Москве их около 50%). Увеличение числа постановлений, подчеркивает господин Шухман, скорее всего, приведет к росту и числа ошибочных штрафов: применяемый софт по-прежнему далек от совершенства. Вероятность ошибки распознавания номера не превышает 0,001%, утверждают в МТДИ, для распознавания используется нейросеть.
Схема, когда власти отдают установку и обслуживание автоматических комплексов на аутсорсинг, применяется и в других регионах. Власти Тамбовской области, к примеру, платят 250 ₽ сторонней компании за «информацию» о каждом нарушении, власти Республики Алтай — 130 ₽ Чиновники объясняют это нехваткой средств на установку камер.
С критикой в адрес фотовидеофиксации в октябре 2022 года выступил глава ГИБДД Михаил Черников. «Тотальное ее расширение — это неправильно, — заявил он.— Изначально была идея развернуть фотовидеофиксацию, а потом ее постепенно убирать. Люди привыкают и дальше не нарушают. А у нас развернули и дальше разворачивают на всех участках. Фотовидеофиксация должна быть там, где опасно. Наказание не должно стоять в основе».
Иван Буранов