Быстрый, удобный, выгодный и… ментоловый. МЦД «Киевско-Горьковский», или четвертый Московский центральный диаметр (МЦД-4), станет самым длинным маршрутом наземного метро столицы. Он протянется с запада на восток и свяжет подмосковные Апрелевку и Балашиху. Диаметр улучшит транспортное обслуживание более чем 20 районов Москвы, пройдет через семь центральных вокзалов и 39 станций (37 на момент запуска).
Почему МЦД-4 станет одной из ключевых транспортных артерий города, в чем его уникальность и какую пользу он принесет жителям столицы — в материале mos.ru.
Уникальный диаметр
На схеме Московских центральных диаметров МЦД-4 обозначен мягким ментоловым цветом, символизирующим прохладу и спокойствие. Он пройдет через Большую кольцевую и еще более чем шесть линий метро и соединится со станциями других диаметров.
По поручению Сергея Собянина мы продолжаем подготовку к запуску новых диаметров. МЦД-4 свяжет семь столичных вокзалов, более 20 районов Москвы и несколько городов Подмосковья. Жители столицы и области получат новую линию наземного метро с минимальными интервалами движения, выгодными тарифами, обновленной инфраструктурой и поездами. Пассажиропоток МЦД-4 — самого протяженного из диаметров — составит около 455 тысяч человек в сутки.
У четвертого МЦД впечатляющая протяженность — 86 километров. Он станет самым длинным из существующих маршрутов наземного метро. Диаметр свяжет Киевское и Горьковское направления Московской железной дороги (МЖД). По нему пассажиры смогут добраться от города Апрелевки до Железнодорожного. Кроме того, ментоловая линия протянется через центр столицы и соединит семь ее крупнейших вокзалов: Курский, Ярославский, Казанский, Ленинградский, Савеловский, Рижский и Белорусский.
В состав МЦД-4 войдет 39 станций (37 на момент запуска). Это как строящиеся, так и существующие, но модернизированные платформы направлений МЖД. Ни на одном диаметре нет такого количества станций, связанных с другими транспортными линиями (18 с 35 вариантами пересадок на метро, Московское центральное кольцо (МЦК) и другие диаметры).
Станции МЦД-4 войдут в состав крупных транспортно-пересадочных узлов (ТПУ). Пассажиры будут тратить меньше времени на пересадки, которые станут комфортнее. Например, на ТПУ «Минская» с диаметра можно будет перейти на Солнцевскую линию метро, а на Филевскую и МЦК — с будущего транспортно-пересадочного узла «Кутузовская». На ТПУ «Тестовская» пассажиры диаметра «Киевско-Горьковский» смогут пересесть на МЦД-1, МЦК, Большую кольцевую, Солнцевскую и Филевскую линии метро.
На крупном транспортном хабе, расположенном на Площади Трех Вокзалов, МЦД-4 соединят с МЦД-2, двумя линиями метро, а также с Ленинградским, Казанским и Ярославским вокзалами.
Станции между конечными Апрелевкой и Железнодорожным переведут на цифровую систему управления движением. Она надежнее и проще в использовании. Благодаря самодиагностике и информированию системы специалисты смогут вовремя определить и устранить недостатки технологического процесса. Это позволит предотвратить задержки поездов и обеспечит их бессветофорное интервальное движение, как на МЦК.
Быстрее, выгоднее, удобнее
Может ли всего один диаметр улучшить доступность более чем 20 районов города? Именно это сделает МЦД-4. С его открытием у москвичей появятся новые варианты маршрутов к месту работы, любимым паркам и достопримечательностям. А жители подмосковных Апрелевки, Реутова, Железнодорожного и ближайших населенных пунктов смогут быстро и комфортно доехать до центра столицы.
Также МЦД помогают горожанам и жителям области экономить от 50 до 75 процентов стоимости поездки за счет выгодных тарифов и бесплатных пересадок на метро и МЦК. Эта единая билетная система московского транспорта будет действовать и на диаметре «Киевско-Горьковский».
Чем еще привлекателен МЦД-4? Современными, комфортными и быстрыми поездами, в том числе ЭП2Д. Но главной визитной карточкой диаметров стали поезда «Иволга». Бесшумные, с плавным разгоном, они будут ходить каждые пять — семь минут в часы пик и помогут жителям Москвы и области сэкономить до 40 процентов времени в пути. Скорость не единственный плюс «Иволги». В таком поезде есть все удобства как для короткой, так и для долгой поездки. Например, пассажиры могут зарядить телефон, подключиться к бесплатному вайфаю, воспользоваться туалетом, согреться зимой и не испытывать дискомфорт из-за жары за счет систем климат-контроля. В поездах есть зоны для багажа и велосипедов, обустроены места и для маломобильных пассажиров.
Среди главных плюсов открытия МЦД-4 — снижение нагрузки на городскую транспортную систему. Запуск диаметра разгрузит до девяти процентов три линии метро — восточный участок Калининской, северные участки Солнцевской и Арбатско-Покровской линий. В этом поможет и развитие ТПУ. Порадует открытие диаметра «Киевско-Горьковский» и водителей, ведь снизится нагрузка на такие крупные магистрали, как Киевское, Боровское, Носовихинское шоссе и шоссе Энтузиастов.
Импульс для развития
Специалисты отмечают: с точки зрения строительства МЦД-4 — самый сложный диаметр. Ключевая задача — соединить Киевское и Горьковское направления МЖД. На участках будущего диаметра днем и ночью идет работа: строители укладывают пути, возводят новые и реконструируют старые станции.
В составе четвертого диаметра появится новая ветка железной дороги. Она соединит Киевское и Горьковское направления. Систему наземного метро дополнят три новые станции четвертого диаметра — Поклонная, Кутузовская и Тестовская (Камушки).
Немало усилий направлено и на реконструкцию. Сейчас ее проводят на участках от Курского вокзала до Площади Трех Вокзалов (Каланчевской) и от Курского вокзала до Нижегородской. Здесь также строят дополнительные главные пути.
Важной частью работ стало строительство новых пригородных вокзалов и модернизация существующих станций. С 2020 по 2022 год их открыли 12 — как новых, так и после реконструкции.
На маршруте МЦД-4 планируется построить пять новых (Ольгино, Поклонная, Кутузовская, Камушки и Марьина Роща) и реконструировать шесть существующих остановочных пунктов (Беговая, Белорусский вокзал, Савеловская, Серп и Молот, Курский вокзал и Чухлинка). Кроме этого, на МЦД-4 уже построено три остановочных пункта — Санино, Аминьевская и Минская, а также реконструировано девять существующих станций — Победа, Мичуринец, Крекшино, Внуково, Кокошкино, Матвеевская, Апрелевка, Толстопальцево, Мещерская.
Для МЦД-4 старые платформы МЖД превращают в современные пригородные вокзалы с терминалами, турникетами, билетными автоматами, эскалаторами, лифтами, туалетами, навесами над платформами и электронными табло с расписанием. Их приспосабливают и для маломобильных граждан. Такими же удобствами отличаются новые станции. Скоро в вокзал превратится одна из станций четвертого диаметра — Переделкино.
Например, после реконструкции кардинально преобразилась Мещерская. Здесь обновили платформы: на них появились навесы, под которыми пассажиры будут укрываться от дождей и снегопадов, установили лавочки и стойки SOS. Подземный вестибюль с выходами к 1-му Дачно-Мещерскому проезду и улице Матросова оборудовали турникетами, кассами, туалетами и системой навигации. Станция стала комфортнее для маломобильных пассажиров и родителей с колясками: на ней установили четыре эскалатора и столько же лифтов.
Открытие четвертого диаметра станет импульсом для развития территорий вокруг его станций. Такая тенденция прослеживается после запуска МЦД-1 и МЦД-2. На месте заброшенных бывших промзон появляются жилые кварталы, крупные транспортно-пересадочные узлы и бизнес-центры.
Подготовка к запуску: какие станции строят
Открыть движение на МЦД-4 планируют в 2023 году. Пассажиропоток нового диаметра составит около 455 тысяч человек в сутки — москвичи получат новый сервис наземного метро с интервалом пять — шесть минут в пиковые часы, обновленными поездами и современной инфраструктурой. На МЦД-4 также внедрят сервисы московского транспорта с высоким уровнем пассажирского обслуживания: горожане смогут пользоваться единой системой навигации, приложением «Метро Москвы», чат-ботом «Александра» и другими сервисами.
На данный момент специалисты ведут работы на 11 станциях будущего диаметра «Киевско-Горьковский», их готовность составляет от 28 до 86 процентов. Две станции — Савеловская и Чухлинка — находятся на стадии разработки проектных решений, самая высокая готовность — 86 процентов — у Марьиной Рощи. Здесь проводят отделочные работы и благоустраивают прилегающие территории. На втором месте по готовности Курская, здесь строительные работы завершены более чем на 77 процентов. Сейчас специалисты возводят четыре пассажирские платформы и подземный вестибюль.
Замыкает тройку станций с самым высоким процентом готовности Тестовская (Камушки). Специалисты уже строят монолитные конструкции северного и южного пассажирских вестибюлей.