Замахнуться на Шекспира. Как организовать театр в домашних условиях

Создание домашнего театра — занятие весёлое и креативное. Минимум вложений — максимум удовольствия!

«Чур я не буду играть царя Ирода, он противный!» «И я не буду! Мам, вообще никто не хочет быть царём Иродом!».

«Не ссорьтесь! Я всё придумала: возьмём стул, приделаем к нему картонную голову в короне и замотаем в плащ. Получится царь на троне. Если никто не хочет играть Ирода, пусть его играет стул — стул всё стерпит!».

Организация домашнего театра — занятие весёлое и креативное. Минимум вложений — максимум удовольствия!

Дань традиции.

Всё новое — хорошо забытое старое. Так, начало бума домашних театров в России относят к XVIII веку и связывают с елизаветинской и екатерининской эпохой. Тогда приобщившееся к высокой культуре дворянство пыталось воспроизводить классические театральные постановки в своих поместьях, используя для этого крепостных крестьян. Постановки организовывали с размахом, которому зачастую могли позавидовать настоящие театры.

Однажды возникнув, это явление уже не затухало и продолжило развитие уже в XIX и начале XX века. После отмены крепостного права семейные спектакли стали более камерными — в них участвовали сами домочадцы и их друзья, но это считалось прекрасным развлечением для всех возрастов. В дореволюционной России домашние театры были весьма распространённым явлением, а уж рождественские или пасхальные спектакли — практически повсеместной традицией.

Сейчас кажется, что никакой необходимости в домашнем театре нет: декабрь-январь — это время постоянного марафона утренников и театральных ёлок, а в остальные месяцы есть возможность посещать театры и смотреть постановки буквально на любой вкус. Однако не стоит спешить с выводами! Домашний семейный театр незаменим, поскольку его главная цель — развитие и воспитание.

Во-первых и в главных, это замечательный повод всей семьёй вместе провести время. При подготовке спектакля найти множество дополнительных интересных занятий — все эти дела надо делать сообща, открываясь друг для друга в новых качествах. Просто представьте: сначала — идея и совместная работа над сценарием, потом репетиции, продумывание костюмов и декораций и, наконец, сам спектакль. Всем членам семьи найдётся поле для проявления талантов и упражнений в креативности. Так ненавязчиво дети приобщаются к писательскому, актёрскому и художественному творчеству, ведь для любого спектакля — от «Теремка» до трагедий Шекспира — требуется большая самоотдача.

И про воспитание: готовя спектакль и обдумывая свою роль, дети учатся дисциплине, получают возможность задуматься о себе, своих способностях, сильных и слабых сторонах. Пугливый ребёнок может побыть в роли смельчака, скромная девочка — в роли принцессы, вредину можно назначить добрым волшебником или сказочной феей. В спектакле можно ненавязчиво и в шутливой форме порассуждать о поведенческих проблемах, отыграть какую-то конфликтную или стрессовую ситуацию — это настоящая семейная терапия. Не стоит отказываться от такой возможности!

Театральная кухня.

Итак, если мы в целом согласны с аргументами, что домашний театр нужен, давайте подробнее остановимся на том, как именно его организовать.

Перед вами огромное поле возможностей, потому что семейный театр почти не имеет ограничений и позволяет сколько угодно экспериментировать со стилями и формами.

Он может быть классическим игровым, с пафосными костюмами и декорациями, может быть новаторским — без костюмов и декораций, или интерактивным, с постоянным вовлечением зрителей. Наконец, в театре могут давать моноспектакль или вообще стендап. Важно использовать все таланты членов семьи: вдруг дедушка не хочет играть в спектакле, но может подобрать к нему музыку или организовать интересное освещение, а бабушка с удовольствием поучаствует в подготовке костюмов.

Однажды во время рождественского спектакля дома собрались гости. Среди них оказались трое маленьких детей, которым совсем не было места в сюжете (да они и не репетировали). Зато у малышей было огромное желание участвовать в спектакле. Тогда их просто одели в белые костюмчики и выдали в руки бумажных ангелочков. Это позволило детям весь спектакль свободно перемещаться по сцене, добавляя выразительности происходящему. Постановка от такого неожиданного дополнения только выиграла.

Не стоит забывать и про остальные форматы. Можно организовать кукольный спектакль или театр теней, а то и просто сделать настольное представление с детскими игрушками и фигурками из бумаги. А можно взять и скомбинировать все эти стили и варианты — играть так играть!

Вы удивитесь, на какие идеи способны дети, если дать им возможность воплотить придуманное! Иногда новаторству, которое вносят в спектакли юные актёры и режиссёры, могут позавидовать самые современные театры.

Написание сценария — отдельный вид семейного развлечения.

— А не замахнуться ли нам, друзья, на «Колобка»!

— Ни за что! Терпеть не могу эту сказку — она плохо заканчивается, и вообще.

— А мы сделаем своего «Колобка» — с классными персонажами и хорошим окончанием!

— И с кенгуру!

— Почему с кенгуру?

— Потому что у нас есть прикольная игрушка-кенгуру. Давно пора её использовать!

И вот уже традиционный «Колобок» превращается в захватывающий экшн с битвами, погонями, драматическими сценами, счастливым финалом и плюшевым кенгуру.

Можно избежать таких сложностей и взять готовый спектакль, дополнив его репликами с семейными фразочками и шутками или включив туда любимых персонажей детей.

Важное правило домашнего спектакля — всегда предусматривать возможность импровизации, но не слишком на неё надеяться. Некоторых начинающих актёров обязательность импровизации пугает, хотя в рамках точного сюжета они могут почувствовать себя в безопасности и импровизировать от души.

Ещё одно важное и неочевидное правило: не злоупотреблять репетициями. Их должно быть две-три, не больше. Иначе дети утомляются и теряют всякий интерес к постановке.

И занавес!

Декорации, реквизит и костюмы для домашнего театра — это искусство. Здесь нет никаких правил, зато есть возможность для самого разнообразного творчества и фантазии. Хотите вы, чтобы плед был горой, шкаф — великаном, а расстеленная на полу простыня — озером, пусть будут. Можно добиваться правдоподобия, а можно в ходе сюжета ненавязчиво объяснить зрителю, что к чему. Если же хочется делать серьёзные декорации, закупите большие листы картона. Из них можно сделать почти всё, что нужно.

Если народу много, а персонажей в спектакле мало, можно включить элемент пантомимы, когда не задействованные в сюжете актёры могут выступать живыми декорациями. Они будут вставать в разные позы, изображая то деревья, то ветер, то сказочный замок.

Бывают и такие спектакли, когда декорации важнее сюжета: например, если вы делаете лошадь, состоящую из двух актёров — первый изображает голову и передние ноги, второй — спину и задние ноги. Вся конструкция настолько забавная и несуразная, что забирает на себя большую часть внимания зрителей. Или великан, который получается путём взбирания одного актёра на плечи другому, а потом на них надевают один большой плащ. Это тоже выглядит очень смешно — настолько, что любые реплики от такого персонажа заходят на ура.

Теперь о гриме и костюмах. Тут в ход идёт всё — от простыней до старых пальто или вечерних платьев. Если персонажи — это не люди, а сказочные существа, можно сделать маски из бумаги или попробовать себя в качестве гримёра — разрисовать лица аквагримом или обыкновенной акварелью.

Ну, и занавес — очень важная тема для домашнего спектакля, потому что он создаёт особое театральное настроение. Легче всего вешать занавес в дверном проёме и делать сцену в одной комнате, а зрительный зал — в другой.

Когда вы увидите счастливые физиономии детей, раздвигающих занавеску к началу спектакля, вы поймёте, что все усилия были не зря, и захотите продолжения.