25 января — День студентов. Как говорится, от сессии до сессии живут они весело, а от стипендии до стипендии? На выплату в две тысячи рублей прожить невозможно, многие учащиеся вузов и ссузов пытаются найти дополнительный доход между парами. Где подрабатывают студенты, узнал kuban.aif.ru.
Без опыта не берут.
Согласно исследованию аналитического центра, более 70% российских студентов планируют подрабатывать во время учебы. Чаще всего, таким образом юноши и девушки зарабатывают на жизнь (еду, транспорт и одежду), этот ответ выбрали 78% респондентов. 36% студентов отметили, что основная цель подработки — заработать на гаджет, поездки и развлечения. Менее популярной задачей стала оплата жилья и учебы (25%).
Кто из ребят делает первые шаги в выбранной профессии с прицелом на будущее трудоустройство, а кто-то, чтобы содержать себя.
Анастасия Горюнова учится в колледже на воспитателя. В свободное от занятий время третьекурсница подрабатывает кассиром в кафе быстрого питания.
«Устроилась туда летом после сессии, — рассказывает девушка. — Планировала месяц поработать, но задержалась. Рабочий график зависит от расписания в колледже, в основном выхожу на смену в выходные и утром до уроков. Родители оплачивают мне съемную квартиру и помогают продуктами, а на одежду, косметику, развлечения трачу свою зарплату».
Студентка признается: совмещать работу и учебу нелегко, бывает, что после насыщенного трудового дня буквально падает вечером без сил, тем не менее, старается успевать готовиться к занятиям.
«На самом деле молодому человеку очень трудно найти работу, везде берут только с опытом, — продолжает она. — Сначала я хотела устроиться официанткой в другое кафе, но не взяли. Думала пойти нянечкой в детский сад, но там строгий график работы, а здесь предлагают гибкий. Оплата составляет 140 рублей в час. Подрабатывала как-то кассиром на стадионе во время матча, там платили 250 рублей за час».
Знания сразу на практику.
Тимур Тибилов уже успешно делает первые шаги в профессии. Он учится на пятом курсе в университете по специальности «Строительство уникальных зданий и сооружений», специализируется на автомагистралях и аэродромах.
«В детстве помогал отцу возводить дом, вместе делаем ремонт, другие работы во дворе. Мне это нравилось, поэтому решил стать строителем, — рассказывает Тимур. — На третьем курсе по рекомендации преподавателя решил попробовать применить свои знания на практике — в строительной организации искали проектировщика. Мне дали тестовое задание сделать проект реконструкции улицы Пушкина в Краснодаре. Я его выполнил, после чего мне предложили прийти на практику в строительную фирму. С тех пор я работаю там на полставки. Договорился с руководителем, что буду приходить в офис в перерывах между занятиями в вузе. Если пары с утра, то на работу еду во второй половине дня, если учеба с обеда, то сначала работаю, ничего не пропускаю. Вечером занимаюсь спортом. Да, нагрузка большая, но я уже привык к такому режиму».
Зарплаты студенту хватает, чтобы заправить машину и погулять с друзьями, в будущем планирует копить на собственную квартиру.
«Профессиональная деятельность во многом помогает мне в учебе, — продолжает студент. — В компании я работаю в тех же программах, в которых нас учат в университете. Только в вузе одним проектом занимаешься почти полгода, а на производстве должен подготовить его за две недели. В итоге я уже здорово набил руку. На предприятии я тоже учусь, могу подойти к старшим коллегам с любым вопросом, мне помогут, подскажут, объяснят. После окончания университета, возможно, останусь в фирме, мне уже предлагают полную ставку, а, может быть, найду новое место. В любом случае у меня уже есть опыт, а это большое преимущество для выпускника».
В будущем Тимур видит себя строителем, хочет заниматься не только проектированием, но и непосредственно работать на стройке, а его мечта — построить мост из Владивостока в Японию.
Диана Мукожева признается: ей повезло, не приходится тратить время на дорогу с учебы на работу. Все потому что магистрантка факультета социологии работает в самом вузе председателем студенческого научного общества. В ее задачи входят организация научных и просветительских мероприятий, взаимодействие со студентами, она помогает им в участии в научных школах, исследовательских проектах и конференциях.
«Мое первое задание было подготовиться ко Всероссийскому фестивалю науки. Он, традиционно, открывается в Москве, а потом продолжается в других регионах, — рассказывает Диана. — На протяжении недели все факультеты нашего вуза готовили по 2−3 мероприятия, а мне нужно было все их скоординировать, распланировать, привлечь студентов и преподавателей, а также школьников. Было очень интересно, но ответственно и волнительно, я даже ночами не могла спокойно спать от переживаний. В итоге все прошло отлично».
Девушка занимается социологией, пишет диссертацию на тему образа будущего России в представлении молодежи. Проводит опросы, интервью фокус-группы, фиксирует промежуточные результаты.
«Теорию, которую нам дают на лекциях, использую в работе и, наоборот, — говорит студентка магистратуры. — Для студенческого научного общества готовила проекты, потом о своей практике рассказывала на парах. Моя учебная и рабочая деятельности совпадают. Поначалу, правда, было тяжело все успевать, к тому же я ездила в командировки в Москву, Сочи и на неделю выпадала из учебного процесса. Сейчас занятий у нас стало значительно меньше, т.к. занимаемся диссертацией, поэтому я могу больше времени уделять работе. Ну, а выходные посвящаю науке».
Возглавить студенческое сообщество Диану пригласило руководство университета. Девушка была председателем такого же объединения у себя на факультете, а потом успешно выступила на межвузовском конкурсе.
«Такое предложение было полной неожиданностью для меня, посоветовавшись с научным руководителем, семьей, я согласилась. Теперь у меня больше возможностей, перспектив, знакомых, да и деньги всегда кстати. Зарплату трачу на проезд, перекусы, личные вещи».
Учиться и учить.
Дарья Устьян учится на пятом курсе филологического факультета, уже два года она подрабатывает репетиторством. Она дает уроки как дистанционно, так и в очной форме. На стипендию и заработанные деньги девушка снимает жилье, покупает продукты, одежду, косметику, практически полностью обеспечивает себя сама.
«Идея заниматься с учениками пришла мне в голову давно, но не удавалось ее реализовать, так как первые два года была большая нагрузка в учебе, — рассказывает студентка. — На третьем курсе стало полегче, появилось больше свободного времени, и я решила оставить заявку на сайте бесплатных объявлений. Ко мне быстро записалось несколько учеников, я стала помогать им подтягивать знания русского языка и готовиться к экзаменам 9-го класса».
Девушка рассказывает, поначалу сильно волновалась из-за большой ответственности. Дарья составляла планы уроков, изучала специальную литературу, серьезно готовилась к каждой встрече с учениками. Со временем наработала опыт и теперь даже берет учеников 11-х классов.
«Предвзятого отношения к себе не испытывали ни со стороны детей, ни со стороны родителей. Несмотря на то, что я сама еще студентка, люди относятся ко мне с уважением, прислушиваются к рекомендациями, а иногда и сами спрашивают моего совета. Я это очень ценю. С ребятами мне легко находить общий язык из-за небольшой разницы в возрасте, мы с ними близки, а еще я знаю все уловки и хитрости, на которые они идут во время подготовки к занятиям. Я сама не раз также подглядывала что-то в Интернете, списывала готовые ответы. Главное, говорю им, сделать вывод самостоятельно».
День у Дарьи тоже расписан по минутам. Утром готовится к занятиям в университете, в обед едет на учебу, а вечером к ней приходят школьники.
«Сложнее всего с самыми младшими учениками. Дистанционно занимаюсь с третьеклассником, он просто не может усидеть на месте, постоянно отвлекается от урока, хочет делиться со мной своими новостями, значительную часть занятия уходит на то, чтобы заинтересовать его. Старшеклассники же знают, зачем приходят, им нужно успешно сдать экзамен. У меня был ученик — кореец родом из Казахстана. С русским языком у него были проблемы, всю серьезность ситуации я поняла на первом занятии, он плохо читал, не умел склонять слова. Я решила не отказываться от него, а помочь. Мы стали учить с ним элементарные правила, которые дети проходят во втором классе, писать простые слова, парень был трудолюбивый, в итоге он смог сдать ГИА и поступить туда, куда хотел. Вот тогда для меня стало открытие, что я могу научить. От каждой “пятерки”, от каждого результата своих учеников испытываю радость и удовлетворение. Самые волнительные дни — это даты экзаменов. Ведь понимаю, что могу не идеально объяснить тему, но каждый раз стараюсь делать это лучше и качественнее».
Дарья планирует поступать в аспирантуру, а потом работать в школе, репетиторство тоже хочет продолжать.
«Мне интересно заниматься с детьми. Работа в школе и частные уроки — две большие разницы, но оба вида деятельности увлекательны».
Влюбилась в профессию.
Анастасия Базарова учится на пятом курсе лечебного факультета. В следующем году она получит диплом врача, а пока работает медсестрой процедурного кабинета в отделении вспомогательных репродуктивных технологий. Сначала девушка проходила там практику, а получив на четвертом курсе сертификат о среднем медицинском образовании, устроилась официально. С понедельника по пятницу Анастасия учится, а по выходным с 8 утра ставит уколы будущим мамам. На заработанные деньги девушка обеспечивает себя: оплачивает «коммуналку», покупает продукты, вещи.
«Я хотела приступить к работе как можно раньше. Теорию дают в университете, но практику, а также узкие знания по специальности можно получить только в деле, — рассказывает студентка. — Я еще больше влюбилась в профессию, решила, что стану репродуктологом. Признаюсь, раньше недооценивала эту специализацию, а когда стала работать в отделении, поняла — это мое. Изучать причины и факторы, почему беременность не наступает, сам процесс ЭКО, действие препаратов — все мне интересно. Планирую остаться работать в клинике и поступать в аспирантуру».
Преподаватели просят иногда Анастасию делиться опытом со студентами. Девушка рассказывает о современных лекарствах и их действии.
«Санитаром можно быть хоть с первого курса, мне кажется, это полезно, сразу есть возможность узнать профессию изнутри. На лекциях в университете нам рассказывают стандартные случаи, а на практике бывают не только такие, — продолжает будущий врач. — Например, я не могу всем женщинам одинаково делать укол, потому что важно учитывать состояние кожи, объем живота, индивидуальную чувствительность. Приходится иногда подбирать другие иглы, шприцы. Все это приходит только с опытом. Помню свою первую пациентку, я сильно переживала, а она меня подбадривала, говорила, что терпеливая. С тех пор волнение ушло, инъекции ставлю уже “на автомате”, говорят, рука у меня легкая».
Комментарий специалиста.
Руководитель пресс-службы hh.ru Юг Алена Манохина:
«За последний месяц число вакансий для начинающих специалистов на нашем портале в Краснодарском крае составило 20% от общего количества предложений от работодателей в регионе. Большинство таких вакансий размещено в Краснодаре, Сочи и Новороссийске. Чаще всего молодым специалистам предлагают работу в сфере продаж — это порядка 80% от всех вакансий для этой категории соискателей. Также их приглашают на работу в сферу туризма и гостинично-ресторанного бизнеса (11%), на позиции административного персонала (7%). Есть вакансии для студентов и в таких областях, как: “Консультирование”, “Рабочий перснал”, “Информационные технологии”, “Транспорт, логистика”, “Финансы, банки, инвестиции”, “Строительство, недвижимость”, “Маркетинг, реклама”.
Что касается кубанских соискателей в возрасте от 18 до 24 лет, имеющих неоконченное высшее образование, то чаще всего они размещают резюме в поисках работы на следующие позиции: менеджер по продажам, менеджер по работе с клиентами, администратор, курьер, секретарь, помощник руководителя, ассистент, офис-менеджер, копирайтер, корректор, редактор, водитель, официант, бармен, бариста, продавец-консультант, продавец-кассир, оператор контактного центра, кредитный специалист, дизайнер, художник.
В целом за 2022 год число вакансий для соискателей сферы «Начало карьеры, студенты» на Кубани выросло на 42%, в Краснодаре положительная динамика составила 55%. Активность самих соискателей, в свою очередь, увеличилась на 80% и 78% соответственно. При этом на рынке труда среди начинающих специалистов повышенный уровень конкуренции — на одну вакансию в регионе, в среднем, претендуют 7 кандидатов, а в кубанской столице — 10 человек".