«С июля прошлого года у нас вполне удачно работает начальная часть проекта с условным названием “Коридорное движение на улице Навои”. Это участок от площади Чорсу до перекрестка с улицей Лабзак, реконструированный в прошлом году с учетом предложений урбанистов. Установленные здесь камеры считывают количество и вид проезжающих машин. Данные передаются “умным” светофорам, которые организуют фазы движения оптимальным образом, — отметил он.
По словам Хена, камеры установлены на каждом из восьми перекрестков, вместе со светофорами они связаны в одну «интеллектуальную» сеть. Конечно же, все происходит под пристальным вниманием операторов проектного офиса, созданного совместно Министерством транспорта и городским хокимиятом, так как полностью довериться машинному интеллекту пока нельзя. Оператор видит фазы работы каждого светофора и полную статистику проезжающих автомобилей, в том числе по часам и по видам транспорта.
В результате на карте Ситуационного центра отображается вся дорожная ситуация. Например, за сутки только через один из перекрестков улицы Навои проезжает 66 107 автомобилей, резкое увеличение трафика происходит в 8 часов утра, небольшой пик — в два часа дня.
«Внедрение “Коридорного движения” уже дало положительный эффект. Если ранее средняя скорость движения на этом участке составляла 8−10 км/час, то сейчас — около 30 км/час. Это показывает, что будущее за “интеллектуальными перекрестками”. Подобного эффекта нельзя добиться, расширяя дороги и добавляя новые полосы, рано или поздно такая дорога встанет в пробках. Поэтому главная задача — масштабировать решение, в первую очередь продлить “коридор” до перекрестка с улицей Абая и далее, до улицы Амира Темура и Шахрисабзской. Проектом постановления планируется масштабирование и обустройство перекрестков камерами и светофорами за счет ГЧП», — подчеркнул он.
Актуальность этих мер очевидна, считает Алексей Хен. В Ташкенте необходимо что-то предпринимать с потоками машин: в городе в 2022 году насчитывалось более 700 тысяч транспортных средств. В среднем в сутки на территорию Ташкента въезжает и выезжает более 165 тысяч автотранспортных средств, в интенсивные дни — более 400 тысяч.
«Предстоит большая комплексная работа всех служб, красивыми картинками на экране мы проблему не решим. Например, в нынешнем законодательстве вообще не фигурирует понятие нарушения парковки. Надо создавать во всех смыслах комфортный общественный транспорт, движущийся беспрепятственно, пока автомобили стоят в пробках. Всем известен негативный пример “автомобильной столицы” Детройта, когда излишняя автомобилизация привела город к краху. У нас пока есть возможности избежать подобного сценария», — добавил он.