Тема хлопка всегда вызывала в Узбекистане множество дебатов — политических, экономических, социальных и экологических. Долгое время она была табуирована, особенно, в контексте принудительного труда, в частности, детского. Именно детям посвящены несколько экспонатов выставки, в том числе, работа художника Александра Барковского. На его картине изображены юные сборщицы хлопка. Это фотозона, у детей вырезаны лица, поэтому каждый может почувствовать себя на их месте.
Но можно ли представить Узбекистан без хлопка? Символ, образ «белого золота», созданный в советское время, глубоко вошел в нашу жизнь. Он полностью изменил не только быт, но и ландшафт Центральной Азии, считают участники выставки. Поэтому ее цель — показать, что происходит в индустрии сегодня. Организаторы предлагают посетителям порефлексировать, поромантизировать, поностальгировать, словом, самим решить, что для них значит этот образ..
А его мы встречаем везде: на декоративной мозаике на зданиях и в метро, в орнаменте на традиционных столовых сервизах и дизайнерской одежде, на заборах и, даже, государственном гербе Узбекистана. Также, напоминает организатор и куратор выставки Тимур Карпов, из хлопка делают порох, который, главным образом, используют для военных целей.
Кроме того, ни для кого не секрет, что для выращивания этого волокнистого растения требуется много воды. Для вододефицитного региона — это серьезная нагрузка, если учитывать, что порядка 70% посевных площадей республики отдано под хлопок.
Сто лет культивации хлопка привели впоследствии к самой масштабной экологической катастрофе, созданной человеком — высыханию Аральского моря. Об этом рассказывает экспозиция исследователя и урбаниста Наби Агзамова.
«В этом контексте хлопок, как и связанные с ним символы, представляются проклятием колониального наследия, но вместе с тем вызывают у многих иррациональное чувство ностальгии», — считают организаторы выставки.
Бэкграундом выставки стали фотографии. Например, Умида Ахмедова много лет ездит по всей стране и снимает хлопковую символику. Это заборы, декоративная мозаика, муралы (монументальная живопись). А вот архивные изображения конца XIX — начала XX века показывают, как тогда была устроена хлопковая индустрия. Одним из первых в глаза бросается снимок героя соцтруда, знаменитой женщины-комбайнера Турсуной Ахуновой.
Дизайнерские ватники, которые создала современная узбекская художница Диля Каипова, как бы парят в воздухе. Диля экспериментирует с узбекскими чапанами. И на выставке она показывает стеганые куртки, которые напрямую ассоциируются с зимней одеждой заключенных. В случае со сборщиками хлопка, ватники спасали от холода и от ветра на полях..
Сопровождает выставку документальный фильм «Cotton100%» режиссера Михаила Бородина. Продюсер и оператор — Тимур Карпов.
«Мы снимали его в 2018 году на протяжении всего хлопкового сезона. При этом мы проехали через всю страну. Я с 2015 года занимаюсь мониторингом принудительного труда и состоял в коалиции Cotton Campaign. Мы всячески боролись за отмену принудительного детского труда в Узбекистане», — рассказал Тимур Карпов.
К слову, в этом году коалиция сняла глобальный бойкот с узбекского хлопка, поскольку системного принуждения детей к его сбору обнаружено не было.