Иронический детектив: что главное в работе автора и каковы гонорары

Писать иронические детективы, в которых очень уютно «пожить» какое-то время, нельзя без природного чувства юмора, отмечает писательница Янина Корбут и советует начинающим авторам при работе над книгой всегда убирать подальше мобильный телефон.

Источник: Sputnik.by

Творчество перспективной писательницы Янины Корбут читатели сравнивают с ранней Донцовой и Поляковой. Она начала писать иронические детективы в декретном отпуске и стала победительницей нескольких литературных конкурсов, а также попала в лонг-лист премии «Русский детектив» в номинации «Открытие года». Ее книга «Наследник по кривой» стала бестселлером по итогам продаж в книжном интернет-магазине, сейчас писательница работает с известным издательством и получает предложения на экранизацию своих детективов.

Корреспондент Sputnik Татьяна Федоренко пообщалась с автором и узнала, с чего начинать новичку и как продвигать себя на современной писательской арене.

— «Бабы детективы не пишут» — был такой принцип советской литературы, когда женщинам советовали писать только любовные романы или про рабочий класс. Как обстоят дела сейчас?

— В середине 90-х годов прошлого века детективы действительно были рассчитаны преимущественно на мужчин, так называемый «крутой детектив» с перестрелками и разборками. Начиная с конца 90-х женщины стали потихоньку отвоевывать свое право на детективы, сейчас их в этом жанре намного больше, и это прекрасно.

Гендерные стереотипы могут коснуться автора, если тот претендует на определенную аудиторию. К примеру, ориентируясь на мужчин, возможно, следует рассмотреть мужской псевдоним. Особенно это касается жанровой литературы.

Мне почему-то кажется, что проникновенно писать от женского лица мужчине сложнее, равно как и женщине от мужского. Тут нужно полностью перевоплощаться в героя, убирать свое «я».

— Можно ли в Беларуси прожить на гонорар писателя? Сколько в среднем зарабатывают начинающие авторы в нашей стране?

— Все прозрачно: тиражи прописаны на сайте, процент от продажи каждой книги у писателей плюс-минус стандартный. Сосчитать легко.

К тому же, важно понимать, что писатель не получает зарплату каждый месяц, обычно это выплаты в лучшем случае раз в квартал. В писательском деле, как и в любом другом, есть небольшая группа высокооплачиваемых топовых авторов, остальным рассчитывать на миллионы не приходится, особенно в начале творческого пути.

В писатели нужно идти, когда иначе себя не мыслишь и у тебя есть запас прочности и финансовая подстраховка в другой сфере, поскольку от написания книги до первых серьезных денег может уйти до пяти лет. И это при условии, что все эти годы вы будете оставаться активным издаваемым писателем.

Чтобы хорошо зарабатывать, нужно выйти на тиражи от 10 тысяч, регулярно переиздавать книги, продвигать электронные и аудиопродажи на сетевых платформах. Я бы сравнила это с поездом: пока он набирает обороты, скорость не впечатляет, уже разогнавшись как следует, вы можете выйти на приличные заработки.

— Не задумывались об экранизации одной из своих книг? Говорят, это приносит неплохой доход.

— Конечно, я хотела бы видеть свои книги на экране. Уже был интерес к серии моих детективов со стороны одной очень крупной телекомпании. Они рассматривают наши сценарные заявки, но все это пока в планах.

Думаю, неплохие деньги за продажу прав на экранизацию получают, опять же, топовые авторы. Поначалу я бы не рассчитывала на голливудские гонорары.

— Кому из режиссеров вы бы доверили экранизацию своего детектива?

— Как ни странно, у меня есть ответ на этот вопрос. Я немного изучаю сценарное ремесло, хотела бы в будущем попробовать себя и в написании сценариев. Доверила бы свои книги Илье Куликову или Илье Аксенову.

В России, я считаю, самые лучшие режиссеры и сценаристы, и они еще себя покажут в ближайший производственный цикл.

Роль сценариста в создании сериала или фильма едва ли не первостепенная, ведь чтобы сбить крепкую, особенно детективную историю, нужно быть высококлассным профессионалом.

— Вы победили в конкурсе «Со слов очевидцев» в номинации «Лучший иронический детектив». Какие перспективы открылись после победы?

— Издательские платформы «Литрес» и «Самиздат» изначально созданы для авторов, которые продвигают себя сами. Тогда я еще не работала с издательством и пыталась заявить о себе.

В 2020 году подала заявку со своей третьей книгой «Приватный танец для темной лошадки», прошла в лонг- и шорт-листы и, наконец, увидела свое имя в победителях. В качестве приза я получила небольшой тираж своей книги, денежное вознаграждение и сертификат на книги.

Но главное — со мной заключили эксклюзивный договор, также издательская платформа занимались продвижением книги. Эта победа стала отправной точкой: я поняла, что двигаюсь в нужном направлении и впервые записалась на специализированные курсы детектива в Писательскую Академию, где совершенствовала свои навыки.

— Вы также попали в лонг-лист премии «Русский детектив» в номинации «Открытие года».

— В 2022 году я впервые попробовала подать заявку на премию «Русский детектив» в области детективного и остросюжетного жанров литературы и кино. Эта премия учреждена с целью поощрения деятелей литературы и кино за их достижения и вклад в развитие жанра. Мне было очень приятно увидеть свое имя в лонг-листе, куда я прошла со своей книгой «Трое в кустах, не считая собаки».

Вторым этапом следовало читательское голосование, но я недостаточно ответственно подошла к нему. Надо уметь агитировать читателей голосовать за любимого автора. Ведь большинство людей ленятся оставлять отзывы и голоса, даже если симпатизируют писателю. В этом году планирую повторить попытку и, конечно же, надеюсь на победу.

— Можно ли писать иронические детективы без природного чувства юмора?

— Уверена, что нет. Учить юмору — это уже звучит смешно. Хотя попытки есть: многочисленные книги и курсы, которые обещают научить строить шутки по лекалам.

Юмор ведь имеет различные литературные формы: анекдот или шутка, монолог, диалог, рассказ, каламбур, остроумный ответ, афоризм. То есть освоить технологию создания шутки или анекдота вполне реально, но мыслить, а тем более писать смешно — это что-то врожденно-приобретенное.

Я считаю, что комедия — это самая сложная форма художественной литературы.

— Ваше творчество сравнивают с ранними романами Поляковой, Донцовой. Вы с этим согласны?

— У нас любят сравнивать: если пишет иронический детектив, значит, вторая Донцова, Полякова или Хмелевская. Но меня, конечно, ничуть не обижают такие сравнения. Если бы меня сравнили с автором, который мне не симпатичен, возможно, я бы приуныла. А сравнение с лучшими — это комплимент, ведь многие авторы начинают в каком-то роде с невольного подражания тем, кого читали в юности.

Еще в школе я читала всех вышеупомянутых писателей и знала, что тоже буду писать такие же задорные истории. Так, отталкиваясь от того, что тебе по сердцу, постепенно вырабатывается свой авторский голос.

— Помимо того, что вы перспективная молодая писательница, вы еще и мама двоих детей и заботливая супруга. Как удается совмещать литературную деятельность и семью?

— Я на всю жизнь запомнила одну случайно услышанную фразу: «Никто и никогда не успевает всего». Всегда случаются перекосы в ту или иную сторону: муж голодный или дети недовольны, либо книга не дописана. Но если придерживаться самодисциплины автора, планировать свой рабочий день так, чтобы во время пика активности поработать, а не «потупить» в соцсетях — можно горы свернуть.

Продуктивнее всего писать с 8 до 11 утра, это время лучше всего посвятить книге. И всегда разделяйте задачи: если в этот день вы редактируете, то не пишите. Если собираете информацию для книги, то не редактируйте.

Если пишете поэпизодник и выстраиваете систему персонажей, не пишите «тело текста». Не пытайтесь делать в один день задачи, требующие различной степени вовлеченности и концентрации. Это разные виды работ.

Всегда убирайте телефон из зоны видимости, отключайте звук, а на рабочем столе не держите ничего лишнего. Так вы всегда будете выполнять свою норму вне зависимости от внешних факторов. Домашние дела и другие вопросы, не требующие предельной концентрации, лучше отложить на послеобеденное время. А вечер оставить для семьи и отдыха. Но помните: даже сериалы сообразительный автор всегда смотрит с блокнотом. Никогда не знаешь, когда придет новая идея.

— Члены семьи являются прототипами ваших героев или это все собирательные образы?

— В моих книгах нет ни одного реального персонажа. Я никогда не беру в качестве героев знакомых или родных. А вот чьи-то привычки, черты, особенности речи можно и нужно использовать в книгах.

Наблюдение за жизнью вокруг себя — самый обширный источник вдохновения. Я могу пойти в магазин и вернуться с готовыми типажами. А соседские или родительские чаты — это же просто кладезь юмора и характерных персонажей.

— Есть у вас какая-нибудь жизненная история, связанная с вашей книгой?

— Почти каждая книга — это какая-то история, которая дала искру, импульс, из которой разгорается сюжет. Очень забавная история вышла с четвертой книгой серии, которая пока в работе у редактора. Случай прямо комический: как-то рано утром мне позвонила мама и сообщила, что ночью ей приснился Миний Лафорий. Почему-то, во сне, у нее были ассоциации, что это какой-то наш предок.

И вот она записала это имя и стала искать информацию. Единственный Миний, которого мы нашли, оказался богатейшим древнегреческим царем. И с похожего эпизода начинается моя книга с рабочим названием «Обольстительница пирамид». Надеюсь, она скоро увидит свет.

— Сложно ли белорусским писателям пробиться на международный уровень? Для этого достаточно таланта, либо важнее пиар-агентство и продюсер?

— Глупо отрицать, что последние десятилетия идет коммерциализация литературы. Новому автору пробиться довольно тяжело.

Если нет личного бренда, определенных наработок, то книгу сложно будет пристроить в издательство. С другой стороны, сейчас множество платформ «Самиздата», где авторы набирают поклонников своего творчества, становятся популярными в своем жанре, побеждают в конкурсах. Времена, когда настоящим писателем можно было стать только издаваясь на бумаге, понемногу уходят.

Очень люблю Беларусь и хочу радовать и своих соотечественников хорошими историями. К примеру, скоро в белорусском издательстве «Четыре четверти» выйдет мой новый детектив «Любимые вне закона» в серии «Авантюрные детективы». Книга внесерийная, с очень интересной главной героиней Тиной — девушкой, которая умеет различать запах лжи. Кстати, эта история вошла в шорт-лист премии «Литрес» «Любовь между строк» в номинации «Лучший остросюжетный любовный роман».

Конкурсы — прекрасный способ заявить о себе, и их очень много. К примеру, недавно в ЭКСМО прошел конкурс «True Crime, True Love» для детективщиков, «Литрес» регулярно проводит конкурсы по всем жанрам с хорошими призами в виде продвижения автора, из моих любимых — «Со слов очевидцев», «Электронная буква».

Есть еще конкурс «Большая книга», ежегодно проходит премия «Русский детектив», литературная премия для молодых писателей «Лицей», «Ясная Поляна». Советую не распыляться на мелкие конкурсы, а принимать участие в наиболее известных. Они дадут вам уверенность и приятную «галочку» в резюме. Кстати, если вы захотите работать с литературным продюсером, это тоже будет своеобразным «маячком», что вы — перспективный молодой автор.

— И в завершение, скажите, почему стоит читать иронические детективы Янины Корбут?

— Мне кажется, в них очень уютно «пожить» какое-то время. А это очень важно, когда в вашей книге хочется жить, когда с ней не хочется расставаться. Они о добре, о любви, о чем-то теплом и родном. Это возможность улизнуть из окружающего хаоса и побыть в мире приключений и авантюр. А еще они очень веселые.