Nn.aif.ru решил узнать, как выглядели современные центральные площади Нижнего Новгорода в XIX веке.
Нижегородский район: торг, чаша и сборища.
Площадь Минина и Пожарского.
И в XIX веке жизнь бурлила на этой площади с утра до поздней ночи. Ещё в 1812 году поэт Константин Батюшков так описывал любовь нижегородцев к этой локации: «Вместо гулянья по красивым бульварам толпились они на городской площади среди дорожных колясок и крестьянских телег; приютившись, как Бог послал, устраивали шумные сборища… “.
Прежнее название площади — Благовещенская, или Верхнебазарная — знает даже начинающий краевед. А вот тот факт, что современная площадь на самом деле объединяет сразу две прежние, знает не каждый. Благовещенская всегда имела форму неправильного многогранника. В XIX веке с северной стороны её ограничивали стены и башни кремля, а с трёх остальных сторон — частные двухэтажные дома и здания городской гимназии, почтовой конторы, Главный верхнебазарный дом городского общества (сейчас — Нижегородский государственный выставочный комплекс) и дом Бугрова (сейчас — Дворец труда).
К востоку площадь также открывалась широким проспектом, выходящим на волжский откос. И именно эта часть, где в наше время традиционно ставят новогоднюю ёлку, и называлась Семинарской из-за здания семинарии напротив Пороховой башни. С появлением первого водовода рядом с Богоявленской церковью была устроена водоразборная чаша. Самые тяжёлые утраты площади — это снос в 1929 −1930-х годах Алексеевской и Благовещенской церквей. Некоторые здания были надстроены, но в целом можно сказать, что ансамбль выглядит почти как прежде.
Площадь Горького.
Ещё в начале XIX века на месте площади находились овраги и болота, которые в середине века были засыпаны. Сама площадь получила название Новой, а первыми постройками на ней стали тюремный острог с арестантской школой и детский приют графини Кутасовой для мальчиков. При детском учреждении и была построена первая церковь на площади — Иоанна Богослова, остатки которой ещё можно увидеть из дворов зданий между улицами Костина и Новой. В конце XIX века на площади проходил самый многолюдный и значительный по оборотам городской базар. Он устраивался по средам и дал начало Средному рынку, который потом был вынесен с площади ближе к современной улице Белинского. Торговали обувью, одеждой и обиходными вещами, в меньшей степени продуктами. В 1903 году на углу Новой площади и улицы Прядильной (сейчас — Маслякова) было построено трёхэтажное здание училища с часовней Александра Невского.
Названия самой площади менялись неоднократно: она была Новой, Арестантской, Новобазарной, имени 1 Мая и наконец получила имя писателя Горького и памятник ему же. Архитектурный облик площади также не раз менялся, но единственное, что осталось неизменным, — это направления выходящих с площади шести улиц, три из которых она просто делит на части: Горького, Большую Покровскую и Новую.
Площадь Свободы.
Эта площадь именовалась Острожной, так как в поле за чертой города в 1820-х годах была построена её первая доминанта — тюремный замок, здание которого теперь прячется за советскими многоэтажками. В XIX веке на месте здания Атомэнергопроекта и проезжей части перед ним находился острожный пруд, который засыпали в самом начале XX века. Еженедельно по пятницам на площади гудел продуктовый рынок, где можно было не только пополнить домашние запасы провизии, но и быстро перекусить дешёвой незамысловатой едой — например, съесть кусок жареной печёнки или щековины.
В 1901 году здесь прошла новая линия трамвая, которая связала площадь Свободы и улицу Горького с Большой Покровкой и Нижегородским кремлём. Острожная уже перестала быть окраиной города и активно застраивалась. На месте засыпанного пруда выросло женское ремесленное училище купцов Башкировых — в 1960-х годах этот дом стал основой для комплекса построек Атомэнергопроекта. Было на площади и единоверческое кладбище с церковью — оно занимало немалый земельный участок в границах улиц Ванеева, Горького, Ошарской и Белинского. Сейчас там располагаются административные и жилые здания. В советские годы Острожная, повидавшая многих именитых заключённых, стала площадью Свободы и окончательно утратила свой исторический облик.
Площадь Сенная.
В XVIII веке торг сеном в Нижнем Новгороде проходил на Благовещенской площади, прямо перед Дмитриевскими воротами кремля. В 1828 году горы пожароопасного мусора заставили городские власти перенести сенной базар на специально спланированную площадь между современными улицами Минина и Большой Печёрской — на место современного здания лингвистического университета. Позже между улицей Минина и Верхневолжской набережной решили построить Мариинский женский институт. И тогда сенной базар перенесли ещё дальше — почти на старинный Казанский тракт, за границу города того времени.
Окрестности площади начали застраиваться только с 40-х годов XIX века домами отставных солдат, мещан, ремесленников, мелких торговцев, а также татар, для которых в 1915 году на Верхне-Солдатской была построена мечеть. Торговали на площади уже не только сеном, которое даже переправляли с борского берега Волги, но и сбруей, телегами и лошадьми. Сама площадь в своей истории имела несколько названий: Старо-Сенная, площадь Нариманова, а в народе как была Сенная, так и осталась.
Советский район: старый тракт и чистое поле.
Площадь Лядова.
Встречаются упоминания, что изначально площадь называлась Крестовоздвиженской, но официально она звалась Монастырской, с 1938 года носила имя Ромена Роллана, а в 1947 году — имя революционера Мартына Лядова. Краеведы смеются над переименованиями Монастырской площади. Дело в том, что псевдоним революционера происходит от слова ляд, что означает в просторечии «чёрт, нечистый».
В XIX веке эта площадь была за чертой города, через неё проходил Арзамасский тракт, который через несколько вёрст двоился на дороги в Арзамас и в Муром. По правую руку выезжающих из Нижнего Новгорода был девичий Крестовоздвиженский монастырь и его кладбище, а по левую — военный лагерь, а позже и Вдовий дом, построенный на купеческие деньги.
Кстати, в советские годы монастырский комплекс в отличие от могил и склепов не был снесён полностью, и сейчас скрыт от площади советскими зданиями. Максим Горький довольно точно описал площадь в своём произведении «В людях»: «Маленькие домики окраины города робко смотрели окнами на пыльную дорогу, по дороге бродят мелкие плохо кормленные куры. У Девичьего монастыря (Крестовоздвиженского) идёт стадо, мычат коровы; из лагеря доносится военная музыка — ревут и ухают медные трубы».
Площадь Советская.
В середине XIX века место, где потом появится Советская площадь, было просто полем села Высокова. Само село древнее, и, по мнению историков, оно являлось богатым вкладом нижегородских князей в Печёрский мужской монастырь, а потому владело обширными угодьями.
Местоположение его и в позапрошлом веке было крайне выгодное: как раз между Арзамасским и Казанским трактами. Поле будущей площади Советской располагалось на восточном склоне холма, сбегавшего к речке Старке, и имело только один изъян в виде оврага. Судя по карте 1850-х годов, как раз через это поле проходила грунтовая дорога в Кузнечиху, ездить по которой жители боялись из-за регулярных выездных стрельбищ нижегородского гарнизона.
Приокский район: соседи-писатели и больница.
Площадь Жукова.
На картах XIX века будущая площадь с мемориальным комплексом и Вечным огнём — просто поле, прилегающее к старому Арзамасскому тракту. Если приглядеться к условным обозначениям на карте Менде от 1850 года, то где-то совсем рядом даже стоял полосатый верстовой столб.
Ближайшими соседями будущей площади были два сельца — Щербинка и Ляхово. В воспоминаниях писателя Бориса Садовского говорится, что усадьба Щербинка, прежде чем перейти в руки его семьи, принадлежала сыновьям помещика-хлебосола Толубеева. Деревянный усадебный дом стоял на месте современной многоэтажки № 212а по проспекту Гагарина. А в сельце Ляхове помещиком был писатель Павел Мельников-Печерский, который к концу 1870-х был уже тяжело болен.
В 1899—1908 годах на окраине Ляхова при участии выдающегося русского врача-психиатра и общественного деятеля Петра Кащенко была построена психиатрическая больница.
Канавинский район: вокзал и магазин зонтиков.
Площадь Революции.
На карте 1850 года эта площадь вообще отсутствует. Краеведы пишут, что она появилась почти в одно время с железнодорожным вокзалом в 1870-е годы и сразу получила название Вокзальной.
На краю площади было подворье Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря. С других сторон на площадь выходили кварталы двухэтажной застройки старого Канавина: гостиницы, кабаки, жилые дома и лавки. От архитектурного ансамбля позапрошлого века остался только Императорский павильон. В нём в 1896-м и в 1913 годах останавливался во время своих визитов в Нижний Новгород император Николай II с семьёй. В 1934 году площадь была переименована в честь полярной спасательной операции и стала носить имя Челюскинцев. После Великой Отечественной войны получила название, которое носит до сих пор, — площадь Революции.
Площадь Ленина.
Решение о создании этой площади было принято в советскую эпоху. Власти Горького решили, что Ленин стоял у истоков местной социал-демократической партии. Так в 1968 году была объявлена ударная комсомольская стройка, и уже в 1970 году на площади торжественно открыли памятник вождю революции. А вот на карте XIX века место будущей площади Ленина входило в общий комплекс Нижегородской ярмарки. Здесь были часовня, пожарное депо, столовая, гауптвахта, пакгаузы и даже несколько торговых рядов — шляпный, картузный, рыбный и магазин зонтиков.
Московский район: луга и утиная охота.
Площадь Героев.
На карте середины XIX века на месте площади расположены луга деревни Ратманиха Балахнинского уезда. Её главная улица — нынешняя Берёзовская. По данным краеведов, в окрестностях были знатные болотистые топи, на которые съезжались городские любители утиной охоты и клюквы.
Интересно, что площадь Героев не имеет архитектурной истории, и даже сельский храм был построен в конце XIX века на Московском шоссе между Ратманихой и Костарихой — как раз на месте ресторана «Одесса» (советское название здешнего заведения — Панорама"). С началом индустриализации жители села и соседних Княжихи, Горнушкина, Бурнаковки, Вари влились в число рабочих сормовского судостроительного, нефтеперерабатывающего, канавинских металлообрабатывающих предприятий и позже авиастроительного завода. Приток работников со стороны заставил в ХХ веке наращивать строительство жилых домов и учреждений — так сформировались улицы рабочего района, а позже появилась и площадь.
Ленинский район: Дунькина фабрика и автодром.
Площадь Комсомольская.
Некоторые краеведы уверены: если современный Нижний Новгород обвести гигантским циркулем, то его игла будет стоять как раз на площади Комсомольской. А на карте 1850 года на её месте был песчаный пустырь, а ближе к Оке видны хутора и сельцо Молитовка с каменным усадебным домом и садом.
Это место жители окрестных поселений так и называли — «Пески». В 1898 году крупные нижегородские купцы Бугров, Башкировы и Блиновы выстроили на краю пустыря у Молитовки льнопрядильную ткацкую мануфактуру по типу английских фабрик. В краеведческой литературе сохранилось её народное прозвище «Дунькина фабрика», поскольку большую часть рабочих составляли женщины. В 1926 году здесь прошёл трамвайный маршрут, с пуском в строй ГАЗа в 1930-х здесь был открыт полигон для испытания автомобилей, а территория получила новое название — «Автодром». Комсомольской площадь стала в 1971 году.
Автозаводский район: пашня, кузницы и ГАЗ.
Площадь Киселёва.
На карте 1850 года на месте площади Киселёва среди болот расположилась деревня Монастырка из 118 дворов. Прежним владельцем земли была Троице-Сергиева лавра, от которой и появилось название деревни.
Монастырка была старообрядческой деревней и состояла из двух улиц, повторяющих угол улицы Веденяпина и Молодёжного проспекта. На месте первых кварталов Соцгорода была крестьянская пашня, а на месте Дворца культуры — ветряные мельницы. В XIX веке Монастырка славилась кузнецами- «шипарями» и имела более 40 кузниц, в каждой из которых работали по 12−13 человек. В начале ХХ века промысел стал затухать: появились более дешёвые фабричные гвозди, и жители Монастырки сами потянулись на мануфактуры и заводы.
Формироваться площадь Киселёва начала в ходе строительства ГАЗа и рабочих посёлков в 1930-е годы. Одним из первых зданий площади стал кинотеатр «Мир». В 1960-е здесь появились Дворец культуры школьников, детское кафе «Буратино» и Дворец культуры Автозавода, открытый к 30-летию ГАЗа. Площадь несколько десятилетий носила название Дворцовой, а в 2005 году получила имя руководителя автозавода Ивана Киселёва.
Сормовский район: пустырь, клуб и «центр».
«Пятак».
Единственная нижегородская площадь, которая имеет свой собственный монумент в виде пятикопеечной монеты и обходится без обозначения на карте города.
Между тем «Пятак», который сормовичи также уважительно называют «центром», игнорируя центральную городскую площадь Минина, отсутствует на карте 1850 года. На его месте пустырь, потому что «Пятак» к историческому центру села не имеет никакого отношения. Старое Сормово располагалось между современными улицей Баррикад и Володарским посёлком. Поэтому центром Сормова в XIX веке можно было бы считать нынешнюю площадь Славы, но она тогда была застроена жилыми домами.
Когда во второй половине XIX века выросшее Сормово поглотило окрестные деревеньки, на «Пятаке» на короткое время возник рынок, который мешал движению по Ярославскому тракту и был сдвинут к кладбищу (на его месте — Сормовская кондитерская фабрика). По сути, «Пятак» был просто перекрёстком Большой дороги и пары сормовских улиц (теперь улицы Культуры и Щербакова).
Но в начале ХХ века здесь уже кипела жизнь: был садик Гоголя, Народная читальня, Клуб (позже — Гортеатр) и жилой дом для инженеров и служащих сормовского завода, бани, школа. В советские годы «Пятак» освободился от частных домов и получил обрамление в виде многоэтажек, а также временно стал транспортным узлом с конечными и разворотными площадками автобусов и трамваев. Сейчас архитектурный облик «Пятака» портят разве только торговые точки.